Закрой глаза и смотри
Часть 1
май
читать дальше50. Всеволод Гаршин. Красный цветок

Маленький, но очень такой... пробирающий рассказ. Рассказ о человеке, который боролся - ни больше ни меньше - со вселенским злом. О человеке, который буквально пожертвовал собой во имя этой борьбы. И это ничего, что зло это целиком сосредоточено в трех цветках мака. Ничего, что человек этот - сумасшедший. Всё равно что-то такое возвышенное начинает шевелиться в душе, когда читаешь это совсем небольшое произведение, написанное, кроме всего прочего, прекрасным, певучим языком.
51. Антон Чехов. Рассказы (Дама с собачкой, Палата №6, Студент, Архиерей, Скучная история, Черный монах

Ну, Антон Палыч прекрасен без сомнения, даже говорить не о чем. Интересные - такие разные, такие живые, настоящие персонажи. Читаешь - и как будто подглядываешь в щелочку не только за жизнью, а за чувствами, мыслями этих людей. Видишь и неприглядные их стороны. И с людьми этими происходят нетривиальные вещи. На этот раз мне нужно было прочитать произведения довольно грустные, серьезные, затрагивающие философские вопросы жизни и смерти, власти, одаренности и гениальности, сумасшествия, настоящей любви и многие другие. В общем, я от Чехова в перманентном восторге.
52. Николай Некрасов. Кому на Руси жить хорошо?





53. Лев Толстой. Смерть Ивана Ильича





54. Антон Чехов. Три сестры





55. Иван Тургенев. Отцы и дети





56. Александр Островский. Бесприданница





57. Иван Тургенев. Стихотворения в прозе

Сборник маленьких, но потрясающе точных, потрясающе поэтичных, метких... стихотворений в прозе, да. Пасторальные картинки сменяются жутковатыми, лирика разбавляется философскими размышлениями, нетривиальными притчами. Сам автор советует читать дозировано, по одному стихотворению в день, я не смогла. От этого сборника невозможно оторваться, хочется ощущать это волшебство еще и еще. Но всё равно после каждого маленького стихотворения делаешь перерыв, потому что прочитав его, сидишь и осознаешь, что с тобой сейчас вот эти буквы сделали нечто невероятное.
Настроение всего сборника - такое... трогательное, щемящее. Как будто прощание с жизнью. Как будто подведение итогов. Как будто... Уже всё знаешь, потому что невероятной, зрелой, прожившей целую жизнь мудростью проникнуты рассказы, но хочется еще, и жалко расставаться с этим миром, птицами, людьми, мыслями и эмоциями.
Это прекрасно. Я уже давно не испытывала столько эмоций, давно у меня не появлялось столько мыслей при прочтении книг.
58. Федор Достоевский. Преступление и наказание





85. Николай Чернышевский. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого
Критической статье, наверное, неправильно будет ставить оценки, поэтому я не буду, но пару слов чисто для себя черкну, чтобы до понедельника не забыть
Так вот, Николай Гаврилович выделяет три основных характеристики творчества графа Толстого. Во-первых, это глубокий психологизм. Но психологизм не в плане описания и препарирования каких-то чувств, эмоций, мыслей, а в плане описания их возникновения и протекания, перехода из одной мысли в другую, провоцирования одного состояния другим. То есть описание самого психического процесса, а не только его результатов, как было раньше. Критик считает, что автор добился этого в первую очередь наблюдениями за собой, потому что столь сложные процессы в других, посторонних людях, увидеть и распознать очень сложно. Поклонник метода интроекции, короче.
Во-вторых, это нравственность. Не выстраданная, вымученная, а непосредственная, чистая нравственность юной души, которая тянется ко всему прекрасному, такому же, как она сама. Это то, что есть в человеке изначально, то, что должно быть опять же в самом авторе, чтобы он мог понимать, видеть это и писать об этом.
И, наконец, в-третьих, это художественность. Она заключается в том, что в рассказах нет ничего лишнего. Если Толстой пишет о детстве, то там не будет подниматься каких-то социальных проблем или описываться быт военных, или обличаться моральные пороки. Просто потому что это рассказ о детстве, и этому всему там не место, ребенок об этом не думает. В его рассказах нет лишних, надуманных персонажей, выбивающихся из общего настроения сцен, всё цельно и органично.
59. Николай Чернышевский. Русский человек на rendez-vous
Тоже критическая статья и тоже не буду оценивать. Разбор повести Тургенева "Ася". Почему персонаж этой повести повел себя именно так, а не иначе, в чем разница между злом и бедой. В данном конкретном случае поступок героя - беда, потому что он никакой выгоды от того, что сделал, не имеет, а вместо этого страдают все и он вместе со всеми.
60. Дмитрий Писарев. Базаров
И снова критика. Кто такой Базаров, почему Тургенев создал его именно таким непривлекательным типом и почему он оказался не совсем уж отрицательным персонажем и может вызывать сочувствие, сострадание. Зачем было его убивать в конце, как он справился с испытанием любовью к Одинцовой и почему произошло именно так. Почему он так не любит Павла Петровича. Откуда вообще взялся такой тип и еще многое другое.
61. Николай Добролюбов. Что такое обломовщина?
И опять критика. Откуда растут ноги у такого явления, как обломовщина? Оказывается, и Онегин, и Печорин, и Рудин - родственники. Все обломовы. И даже Штольц - и тот немножко обломов. А всё - из непонимания, зачем что-то делать, если "три сотни Захаров" сделают всё за тебя. Если ты ни разу в жизни сам не надевал чулок. Какой смысл служить и лебезить перед начальством? Какой смысл выезжать в свет и слушать этих скучных людишек? Может быть, если бы всё это семейство нашло себе дело по душе, нашло смысл, ради которого стоило бы работать, то всё сложилось бы по-другому. Даже у Обломова - сферического в вакууме - проскакивают мысли, стремления, возникают идеи, и ему в какой-то момент даже хочется куда-то пойти и что-то делать, но... "к завтраку это проходит". Человек просто не видит смысла в своих действиях и, имея возможность ничего не делать, этой возможностью пользуется.
62. Роман Трифонов. На кордоні імперій

Не знаю, може це особиста симпатія до автора, може, так співпали настрої, але ця маленька збірочка просто зачарувала мене. Щось більше відгукнулося, щось - менше, щось залишилось незрозумілим, але жоден вірш не пройшов повз. І знову потягло писати самій.
63. Іван Нечуй-Левицький. Кайдашева сім'я

Було би смішно, якби не було так сумно. Не знаю, може це моє органічне неприйняття конфліктів не дає сприймати те все написане саме як іронію, але маємо що маємо. Не смішно мені. Проте книжка - одна з найулюбленіших в українській літературі того часу. Нечую-Левицькому часто закидали повторюваність сюжетів, відсутність хоч якогось аналізу ситуацій. Але... Навіщо потрібен аналіз, колі перед тобою так яскраво, контрастно намальована українська родина, побут, відносини, конфлікти, все-все, як на картинці. Дивись, спостерігай, аналізуй, роби висновки. А які прекрасні пейзажі! А мова, а персонажі!
Третій чи четвертий вже раз перечитую, і кожного разу з інтересом.
64. Борис Грінченко. Без хліба





Коли твоя маленька дитина плаче від голоду, тому що у мами немає молока знову-таки від голоду, а роботи в тебе немає, і родина доїдає остеннє борошно, на що тільки не підеш, аби врятувати, прокормити. Герой цього оповідання пішов на невеличкий злочин: вкрав трохи зерна. Настільки трохи, що цього ніхто і не помітив. І ніби всям добре: родина нагодована, злочин не викрито, але родинне щастя десь поділося, і той вчинок важким тягарем висить на серці. І краще зізнатися, і нехай тебе посадять, аніж носити далі той тягар. Але громада - вона все розуміє і завжди судить по справедливості.
65. Борис Грінченко. Болотяна квітка




Оповідання про красу зовнішню і красу внутрішню. Про те, що за гарним личком и тихим характером може ховатися щось дуже непривабливе. І ховається досить часто, частіше, ніж хочеться думати. Іще у "Хмарах" Нечуя-Левицького головний герой порівнював одну дівчину з болотяною квіткою: ніби гарна, тендітна, привітна, але дуже болотом тхне.
66. Борис Грінченко. Сам собі пан





Невеличке оповіданнячко про те, як мужик вирішив побувати там, де бувають пани, з ними нарівні, і отримав печальний досвід. На селі з нього глузували, що хотів добитися панского права. А насправді ж це права просто людські: іздити в поїзді у зручному вагоні, якщо маєш змогу. Ходити до театру, якщо є гроші. І ще багато-багато всього.
июнь
читать дальше67. Борис Грінченко. Пан Коцький





Ох, так важко читати про страждання тварин. Плакала, як дитина. Таке воно... зворушливе, і трагічне, і взагалі
68. Олена Пчілка. Артишоки





Оповідання про те, до чого може призвести бажання почванитися та незнання народних прикмет. Збіднілі панки хотіли оженити свою доньку з купцем, хотіли похизуватися та подали на стіл артишоки. А купець вирішив, що йому дали габруза. Такі справи.
69. Олена Пчілка. Півтора оселедця





Про те, як сільські діти сприймають навчання з практичного погляду, і наскільки далекі від цієї практики чиновники від освіти. Нічого не змінилося, до речі.
70. Іван Нечуй-Левицький. Дві московки




Трохи різна, але однаково печальна доля двох жінок-московок. Марину, насправді, навіть більше жаль, бо власними руками зламала свою долю. А потенційно ж усе могло скластися зовсім інакше.
71. Іван Нечуй-Левицький. Микола Джеря




Читала ніби вперше (хоча насправді вдруге). Ну, знову та ж пісня: тяжке життя, злидні, панщина і все таке. Цього разу центральним персонажем виявився чоловік, що не зміг терпіти панського знущання і втік. Протирічне у мене до нього ставлення: ніби і бунтівник, ніби і не кориться, як більшість, що уже добре, але методи протесту у нього якісь... егоїстичні. Сам втік, а жінку з матір'ю залишив страждати далі. І тікав, і тікав, поки тепленьке місце не знайшов. Ніби і журився за жінкою, а на молоденьку задивлявся (дякувати, що хоч не одружився). Але, мабуть, такі часи були. Що ще зробиш? Тільки пана можна тихцем вночі відлупцювати.
Цікаво було почитати про роботу рибальських ватаг - щось новеньке.
Ну а взагалі, дуже яскраво малюється - саме з побутового боку - життя під час панщини, а потім і після 1861 року, всі махінації, за яких воля була по суті тільки формальним поняттям, усвідомлення селянами власного положення.
І добре, що хоч на старості літ на Миколу Джерю чекало хоч кілька років спокійного життя.
72. Виктор Гюго. Предисловие к драме "Кромвель"





73. Туве Янссон. Мемуары папы Муми-тролля

Папа Муми-тролля - самый настоящий романтический герой. Родился при исключительных обстоятельствах, задавал никому непонятные вопросы и вообще вёл себя странно с точки зрения порядочных хемулей, собрал вокруг себя таких же неугомонных и отправился в дорогу. Нет, Дорогу! Он мечтает и иногда даже путает, где фантазия, а где реальность. Неугомонный маленький тролль, поселивший у себя дома привидение в коробке: оно обжилось и вышивало скелеты на платочках. Белый симпатичный зверек, мечтающий уплыть с хаттифнаттами на поиски края горизонта. И даже построив дом и обретя свою любовь (в процессе совершения героического поступка, а как же), он не успокоился. Ведь как тут успокоишься, когда твой друг построил летающе-плавающе-ныряющий корабль и зовет на поиски новых, еще более захватывающих приключений?
74. Ольга Громыко. Профессия: ведьма

Уже не помню, в который раз перечитываю эту чудную вещицу.
Для меня это отличное лекарство от плохого настроения, печальных мыслей и всего такого прочего.
Герои - вроде бы довольно шаблонные и не особенно оригинальные, но в то же время живые и настоящие.
Язык - вроде и простой, но яркий, легкий, интересный, шутки - не тупые, лиризм - уместен и лиричен.
В общем, еще не раз я возьму в руки толстенький, уже изрядно потрепанный томик с приключениями Вольхи Редной.
А пока меня ждет еще много интересного в компании этой неугомонной магички.
75. Ольга Громыко. Ведьма-Хранительница

Во второй книге всё резко стало серьезно. Беззаботное юношество взбалмошной магички закончилось, когда пришлось собственноручно выдергивать меч из груди самого дорогого на свете человека, то есть вампира. Когда пришлось удирать от толпы непонятных созданий, мчаться сломя голову, чтобы успеть, не опоздать, помочь, спасти - еще непонятно, каким образом, но во что бы то ни стало.
Это книга о настоящих друзьях, которых не пугает твое прошлое и твое будущее. Книга о том, что любимые - и любящие - возвращаются, откликаясь на зов.
Я не знаю, то ли это у меня такое слишком уж лирично-чувствительное настроение, то ли одно из двух, но на последней сцене я шмыгала носом и утирала слезы.
76. Ольга Громыко. Верховная ведьма

Вот же неугомонная женщина, а. Нет бы к свадьбе с любимым готовиться - ускакала искать приключений на свои вторые девяносто. А заодно и от замужа этого проклятого подальше. И нашла же, и не упырей там каких-нибудь, а толпу наемников, охотящихся за ее головой во главе с каким-то колдуном.
Как впоследствии оказалось, не столько ее смерти желающим, сколько ее любимого. И даже сломанная нога, отсутствие сил, отбывший корабль с друзьями не остановили отчаянную ведьму, которая хотела только одного: чтобы вампир остался жив, ради такого она даже замуж согласна.
Ну, а сцена свадьбы этой парочки - она прекрасна сама по себе, от хохота просто невозможно удержаться. Я иногда даже эту главу просто так перечитываю, для поднятия настроения
77. Туве Янссон. Опасное лето.

Милая и добрая вещица, как и все остальные истории о муми-троллях. История о том, с каким оптимизмом и верой в лучшее можно переживать даже самые страшные события. О том, как ценно находить радости в мелочах, особенно когда радоваться особо и нечему. О том, как приятно нарушать запреты, особенно никому не нужные, кроме запрещальщиков. Ну и о том, конечно, что всё непременно закончится счастливым кофепитием на веранде муми-тома полным семейным и дружеским составом, все, кто искал свое место в жизни, найдут занятия по душе, а Снусмумрик снова разобьет свою палатку в муми-доле
июль
читать дальше78. Леонид Филатов. Про Федота-стрельца, удалого молодца

Ох, затейник Леонид,
рассмешил, едрид-мадрид.
Ведь совсем простая сказка,
незатейлива на вид
Был у автора резон,
сочинил-де сказку он
Ишь, на ей, как на картине,
вид на обчество дадён:
Как вечернею порой
власти давятся икрой,
размышляя об отчизне
с точки зрения своёй
Много правды в сказке сей,
хоть она и про царей,
про Федота и Марусю,
генерала и людей.
Сказ не всякий наш народ
на цитаты разберет
так что это показатель!
Очень нравится Федот!
79. Терри Пратчетт. Посох и шляпа



То ли я отвыкла от Пратчетта, то ли эта книга не попала в настроение, но мне было откровенно скучно. Ну да, грядет Абокралипсис, ну да, самый могущественный волшебник на земле Диске - мелкий пацан с золотистыми глазами и посохом, живущим своей жизнью, ну да, Ринсвинд сотоварищи опять влипает в неприятности - и всё благодаря говорящей шляпе, которая "сама Закон".
Но почему-то скучно было, товарищи, скучно. И действия особо нет, и поразмышлять не над чем.
Похихикать разве что - над тремя всадниками Абокралипсиса, забухавшими в кабаке, над Сундуком, который как всегда великолепен. Над Найджелом, который учился быть героем по книге. И всё, в общем.
80. Терри Пратчетт. Эрик, а также Ночная Стража, ведьмы и Коэн-Варвар





Ну вот, совсем же другое дело!
Ринсвинд снова вернулся в наш мир благодаря Эрику - мелкому, но до ужаса амбициозному демонологу-недоучке, который тут же потребовал исполнения трех желаний, и не абы-каких, а самую красивую в мире женщину, власть над миром и несметные богатства. И Ринсвинду, конечно, приходится это всё выполнять. И у него, удивительное дело, даже получается. Наши герои попадают к ацтекам тецуманцам, участвуют в троянской цортской войне, знакомятся с Виндринссеем (пояснять не надо, ага? ) ), проходят по всем кругам ада, сопровождаемые верным Сундуком.
И оказывается, что народ без религии - не народ вовсе, а под эгидой этой самой религии можно навязать всё что угодно.
Что Елена прекрасная за десять лет войны раздобрела и родила несколько человек детей.
Что самая страшная пытка (причем как для грешников, так и для демонов) - бюрократическая возня, никакие вилы и раскаленные сковородки и в подметки не годятся.
Вот он Пратчетт, вот он: и приключения, и поюморить не дурак, и пофилософствовать.
81. Туве Янссон. Волшебная зима

Вы не любите зиму?Вы просто не умеете ее готовить Вы просто не знаете, за что ее любить. Совсем как маленький Муми-тролль, который вдруг проснулся, когда все приличные муми-тролли спят, плотно набив желудки елочными иголками.
Он не знал, как это здорово - кататься на санках и на коньках, съезжать на лыжах с горы, как красив тихий снегопад, не знал, что снег, оказывается, падает с неба, а не растет из земли. Не знал, как здорово встречать солнце торжественным зимним костром... И еще многого не знал.
Но, вдруг проснувшись среди зимы, увидел, как темна ночь и ярко солнце, почувствовал, что снег холодный, пушистый и легче пуха, познакомился с новыми друзьями, выпустил из шкафа собственного предка и научился наконец любить зиму.
82. Туве Янссон. Муми-папа и море

Это совершенно не детская книга. Это совершенно не муми-троллья книга. В ней почти нет того уюта, тепла, благополучия, которыми были наполнены страницы предыдущих книг. Она тревожна, мрачна, наполнена одиночеством, холодом, промозглой сыростью.
Она говорит о том, как важно ценить друг друга, не забывать друг о друге.
Она говорит о том, что некоторые становятся злыми только полому, что на них никто не обращает внимания.
О том, что внешней красоты - совершенно недостаточно для любви.
О том, что даже самые неприветливые и холодные будут танцевать, если почувствуют, что кому-то небезразличны.
О том, что можно оставаться в одиночестве, даже будучи в кругу семьи.
И это всё очень печально.
83. Туве Янссон. В конце ноября

Очень лиричная, такая по-осеннему светло-печальная книга. Про грустных одиноких существ, ищущих хоть немножко тепла. Про пустой дом, в котором они надеялись обогреться в семейном тепле муми-троллей. О том, как они сами учились делиться и согревать, прислушиваться и понимать.
Книга действительно для конца ноября. Ее нужно читать тогда, когда за окном серо и хмуро, у тебя в руках чашка горячего чая, а рядом - кто-то теплый и понимающий.
84. Дмитрий Глуховский. Метро 2034





85. Терри Пратчетт. Интересные времена





86. Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста




август
читать дальше87. Гарриет Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома





Как-то даже трудно поверить, что относительно недавно с людьми, настоящими, живыми людьми, из плоти и крови, с эмоциями и чувствами, обращались подобным образом. Что считали - только из-за цвета кожи! - что они не способны огорчаться, страдать, ненавидеть... Любить... Страшно, когда человек с улыбкой говорит что-то типа: "а, они у меня больше двух-трех лет не живут. Работают, умирают, а я новых покупаю". Страшно, когда мать умоляет купить (купить!) ее вместе с дочерью, а ей отвечают, что она старая и дряхлая, и зачем вообще нужна.
Эта книга вызвала у меня много разных эмоций: я и злилась, и возмущалась, и умилялась, и утирала слезы.
Наверное, "понравилась" - не то слово для этой книги. Зацепила. Взволновала. Да.
88. Кристофер Прист. Престиж

Сначала я смотрела фильм, поэтому думала, что главная интрига для меня интригой уже не будет. Как же я ошибалась
Все части этой книги воспринимаются совершенно по-разному. Те, что написаны от лица Эндрю Уэстли и Кейт Энджер, читать было скучновато, книгу Альфреда Бордена - занимательно, но мне она показалась и воспринялась суховато, а вот от дневника Руперта Энджера просто невозможно было оторваться.
Но вообще я когда читала, то как будто смотрела фильм. Не тот, который с Хью Джекманом, а другой, мой собственный, предложенный Кристофером Пристом. На представлениях Энджера я как будто сидела рядом с Борденом и видела, как он аж дрожит от напряжения и всё порывается вскочить с места. Я как будто изумлялась вместе со всеми зрителями, наблюдая новую транспортацию человека. У меня захватывало дух, когда Энджер включал свою электрическую машину для перемещений. У меня, в конце концов, бежали мурашки по коже от чудовищного количества престижей на железных полках и от одного, самого последнего, неудачного, неполноценного, однажды ушедшего куда-то в зимнюю вьюжную ночь.
89. Александр Афанасьев. Русские заветные сказки





Это было... хм... Как минимум, познавательно. Кроме того, интересно и весело
Еще на первом курсе, когда нам читали курс фольклористики, стало понятно, что со сказками на самом деле всё не так просто. Некоторые из них - измененные до неузнаваемости мифы космического масштаба, а в некоторых вот упущены пикантные подробности. Забавно было узнавать знакомые с детства сказки, дополненные и заигравшие вдруг новыми красками 
А еще интересно, что довольно многие сюжеты встречаются, например, в Декамероне. Понятно, что с поправкой на колорит местности, но тем не менее, практически без изменений.
Это, знаете, сродни чувству, когда вдруг осознаешь, что бабушки-дедушки тоже занимались сексом. Да еще и весьма затейливо
сентябрь
читать дальше90. Эмиль Золя. Нана





91. Терри Пратчетт. Последний континент





92. Морис Метерлинк. Слепые





93. Федор Сологуб. Мелкий бес





Я не хочу сейчас о мрачняке, недотыкомке и прочем символизме говорить.
А хочу сказать, что на протяжении почти всей книги меня не покидало одно ощущение, и ощущение это - гадливость. Вот правда. Гадкий Передонов, гадкая Варвара, Грушина гадкая, Володин. И делают они гадкие вещи, и живут гадко. После прочтения срочно хочется от всего этого отмыться, жалко, что для души и мозга мыла не придумали.
А линия с Людмилой и Сашей - такая... душно-эротичная, дикая, языческая, волнующая, уррр.
Но цепляет, блин, и держит, и не отпускает, и отравляет как будто.
94. Ги де Мопассан. Жизнь.




Итак, взяла я в руки этот роман, начала читать и... Что это за сентиментальщина? Нет, даже пасторальщина?
Что это за розовые сопли мечты семнадцатилетней дурочки?
Это что, все 500 страниц такое будет?
Но все 500 страниц не было. Оказалось, что сентиментальные девичьи мечты очень даже разбиваются о реальность.
Внезапно девочка, воспитанная в монастыре, оказывается в настоящей жизни, где любовь - это не только нежные прикосновения и прогулки при луне, а надо еще и спать с мужем в одной постели и не только спать. Где мужья - не щедрые и не ласковые. Где мужья изменяют женам. Где умирают родители. Где дети исчезают в неизвестном направлении и предоставляют расплачиваться с долгами. Где остаешься один-одинешенек. Где в какой-то момент становится всё равно.
И только новая, только что родившаяся жизнь вдруг согревает и возвращает силы.
Здорово. Еще бы поменьше пейзажей, и было бы совсем хорошо.
95. Іван Тобілевич (Карпенко-Карий). Безталанна



Укрліт все ще в своєму репертуарі. От знаєте, є комедія положень, а тут - трагедія. Все через дурість власну, підкріплену соціальними умовами (а як же, куди ж без них в укрліт) і жахливим характером одного з персонажів. В підсумку маємо одну сварливу бабу, одну нещасну горду дівчину, одного нещасного затюканого з усіх боків молодого чоловіка, другу нещасну закохану дівчину і, нарешті... не буду спойлерити. Про такі випадки кажуть: так сталося. І незрозуміло, хто ж винен у цьому? Перша назва твору, до речі, і ставить саме це питання: "Хто винен?"
Немає тут жодного персонажа, який би викликав симпатію. Варка - хоч і ніби здатна до якогось протесту, але дурна, пліткам вірить, а коханому - ні. Софія - ну, так, любляча, працьовита, ласкава, але... мабуть, мені просто не до вподоби такі сентиментальні жіночі образи. Про Ганну мовчу, жахлива людина, це ж треба бути такой дратівливою та прискіпливою (в негативному смислі цього слова), Гнат - таке шось, аморфне, ні туди, ні сюди. І дружину люблю, і Варка причарувала, і мати авторитет, і шарпають його кожна в свій бік.
Таке.
96. Ги де Мопассан. Пышка





97. Марко Кропивницький. Глитай, або ж Павук




98. Марко Кропивницький. Поки сонце зійде, роса очі виїсть



99. Константин Ушинский. Статьи (О пользе педагогической литературы, Три элемента школы, Родное слово, Труд в его психическом и воспитательном значении)
Оценки околонаучным статьям традиционно не ставлю, но читать было нескучно и интересно. Хотя, конечно, не совсем уже актуально в большинстве.
100. Юрій Шевельов. Четвертий Харків





октябрь
читать дальше101. Марко Кропивницький. По ревізії




102. Юрій Шевельов. Над озером. Баварія

От на цьому тексті я закохалася у Шевельова як публіциста. Якщо "Четвертий Харків" - ну, сподобався, так, але особливого захвату не викликав, то тут я просто обеззброєна. Він чудовий. Він пише про серйозні речі і водночас жартує про те, як його відволікає від роздумів комар, або що всім, хто пише, неодмінно треба прочитати монографію про дієслова на -но-то, або описує, в якій позі сидить його приятель-неокласик, пишучи оповідання... І ще багато-багато інших деталей, з яких вимальовується сам він, автор, Юрій Шерех. Юрій Шевельов. Його характер, світосприйняття.
103. Михайло Старицький. Маруся Богуславка




Нарешті в укрліт прокрадається психологія.
Що робити, якщо покохала ворога батьківщини? Якщо наречений викликає лише дружні відчуття?
Коли діти, плоть від плоті твоєї, раптом опиняються в очах найближчих виродками, чужинцями, недостойними життя, що будуть тільки мозолити очі і постійно нагадувати їм про те, що ти зрадила батьківщину. Мала нахабність покохати людину, без уточнень про її національність, віросповідання і все таке. Просто людину, мабуть, непогану.
Я не знаю, це така якась суцільна безвихідь. В такій ситуації, мабуть, дійсно можна зійти з розуму або отримати розбите - в прямому смислі цього слова - серце.
104. Михайло Старицький. Богдан Хмельницький



ніякої інтриги в цих історичних творах. Особливо про Хмельницького, якого вже з усіх боків обсмоктали. Ну непогано в цілому, але в Ліни Костенко краще вийшло. Можливо, через жанр. Все ж драми потрібно дивитися, а не читати, для повноти сприйняття, а поеми як раз на читача направлені.
105. Михайло Старицький. Не судилось




106. Кнут Гамсун. Пан




107. Дмитрий Мережковский. Смерть богов (Юлиан-отступник)





108. Іван Тобілевич. Сава Чалий




109. Ролан Барт. Разделение языков
научная статья, без оценки
110. Герберт Уэллс. Война миров




111. Генрик Ибсен. Кукольный дом




112. Іван Нечуй-Левицький. Маруся Богуславка



Це важко назвати художнім текстом. Воно, власне, ним і не є, а є лібрето для опери, але все ж читати довелося. У Старицького, безперечно, рабагато цікавіше все. А тут всю першу дію - традиційне українське весілля. Може, кому воно в новинку, то і цікаво всі ті обрядодії почитати, але я вже наїлася. Ну і далі теж до болю знайомі рядки з думи про Марусю Богуславку, з історичних пісень и все таке.
113. Іван Тобілевич. Сто тисяч




114. Іван Тобілевич. Хазяїн




Ще в школі не розуміла, чому жанр цієї п`єси визначають як комедію в чистому вигляді. Ну тому що злодійства, шахрайства, смерті, кінець кінцем, якось воно не дуже смішно. Ні,якісь смішнімоменти є, звичайно, але загальний настрій трагічний все ж. Один з героїв цієї п`єси говорить, що над смертю сміятися гріх. А другий йому відповідає, що просто не можна втриматися від гомеричного сміху, коли уявляєш картину, як хазяйн кількадесяти тисяч копиць пшениці біжить аж спотикається, щоб прогнати гусей, які посміли скубти одну копичку. В універі все нарешті встало на свої місця, "Хазяїна" визначили як трагікомедію, все пояснили, і я заспокоїлась.
115. Іван Тобілевич. Суєта





116. Іван Тобілевич. Житейське море





117. Михайло Старицький. Талан




118. Оскар Уайльд. Баллада Редингской тюрьмы




119. Генри Джеймс. Письма Асперна



Прочитав некоторые книги, я не понимаю, зачем оно написано. Вот есть развлекательная литература: положил мозги на полку и читаешь себе. Есть какая-то там затрагивающая вопросы бытия, раскрывающая психологию личности типичной или исключительной, повествующая об историческом событии или целой эпохе... А есть книги, которые читаешь, и... и ничего. Вот я прочитала эти Письма Асперна. Ну увлеченный литературовед пытается добыть письма поэта, втираясь в доверие к обладательнице этих писем. Ну, с определенными трудностями сталкивается, окей. Но что имеем в остатке? Ни-че-го. Ни одной спровоцированной эмоции, мысли, чувства.
Три звездочки за хороший слог ставлю, ну и на удивление легко прочиталось.
120. Валерий Брюсов. Рассказы ("В подземной тюрьме", "В зеркале", "Бемоль", "Теперь, когда я проснулся", "За себя или за другую?"

Странные рассказы весьма. В них - игры разума и игры с разумом. В них - легкий (а иногда - и не легкий) налет помешательства. Неожиданные концовки. Читаешь - и за те несчастные 15-20 страниц погружаешься в мир персонажа, переживаешь за него и вместе с ним, ощущаешь, сочувствуешь. А потом выныриваешь, оглядываешься, пытаешься осознать, где ты, кто ты и как ты.
ноябрь
читать дальше121. Александр Блок. Поэмы ("Двенадцать", "Соловьиный сад", "Возмездие"



Символисты говорят, что их творчество - не для рядового, а для подготовленного читателя, который должен быть в курсе дела. Ну так вот, я оказалась неподготовленным читателем, особенно это касается поэмы "Возмездие". Мне, как филологу, стыдно в этом признаваться, но... вот не поняла я этой поэмы вообще. Даже разъяснение автора не помогло. Какие-то общие мысли, конечно, уловила, но на этом всё, и этого недостаточно.
С "Двенадцать" дело обстоит, конечно, лучше, а в "Соловьином саду", кажется, даже почти всё понятно, но вечно с этими символистами всё нечисто, и синие занавески можно искать бесконечно долго и находить их великое множество
122. Федор Сологуб. Новеллы ("В толпе", "Маленький человек", "Превращения", "Червяк", "Свет и тени"





Я не могу сказать, что мне понравились эти рассказы. Они произвели впечатление. Они мрачные, беспросветные, такие мутные и серые, пропитанные пессимизмом и неверием в хоть какое-то светлое будущее. Настолько мрачные, что даже солнце - общепринятый вроде как символ жизни и света представляется как злобный дракон, ядовитый змий, изливающий на толпу свой ядовитый свет.
Как жить после этого, я не знаю. Как Сологуб с этими мыслями жил.
123. Іван Франко. Лель і Полель



Цікаво було читати, поки головні герої були маленькі. А потім вони виросли, і понеслася нудота-політота, социальні проблемі, печаль-біда, здобрена любовним трикутником, приправлена трагічним фіналом, але все одно нудота-політота. І діалектизми. І полонізми. Брр
124. Іван Франко. Для домашнього огнища




о, а це жіночий роман з елементами детективу. Страсті-мордасті, таємниці, недомовки, скандали-інтриги-розслідування, дуелі - аякже - і ще багато іншого. Ну хоча б не нудно було читати, вже добре.
125. Іван Франко. Мойсей



126. Александр Блок. Лирические драмы ("Балаганчик", "Незнакомка", "Король на площади"





Это что-то невероятное. Не поддающееся описанию и, кажется, постановке. Там одни ремарки - целое отдельное произведение, как, как это можно было поставить? А ведь ставили же как-то. Ну ладно еще "Незнакомку", а вот как поставить "Балаганчик"?
127. Алексей Иванов. Географ глобус пропил

Знаете, за этой классикой очень давно не держала в руках ничего настолько... Настоящего. Настолько... как в жизни, когда вроде и ничего такого, а лопатой его не раскидаешь. Настолько смешного. Грустного. Дурного. Серьезного. Печального. Трагичного. Настолько искреннего.
И язык, силы небесные, какой язык! Совершенно завораживающая атмосфера создается во многом благодаря языку. Он обволакивает, погружает в эту атмосферу простой сложной человеческой жизни.
128. Терри Пратчетт. Последний герой

Даже как-то грустно стало. Несмотря на то, что по-прежнему смешно, забавно и всё такое.
Это о том, что всё заканчивается. И жизнь тоже. Даже если кажется, что не заканчивается. Даже если отказываться в это верить.
По-прежнему классные отсылки к разным культурным, историческим и мифологическим штукам, про валькирий и Вальгаллу повеселило особенно. Но все равно грустно, да.
129. Леонид Андреев. Рассказы (Баргамот и Гараська, Ангелочек, Большой шлем, Бен-Товит, Елеазар, Полет, Ослы, Сказочки не совсем для детей, Мои анекдоты, Реквием)

Это очень необычные рассказы, как по мне. В них совершенно реальные вещи переплетаются с совершенно ирреальными. Не фантастическими, нет. Просто вдруг в привычный, обычный, тривиальный, хорошо знакомый мир прорывается что-то... то ли из горнего, то ли из нижнего мира, то ли из неведомых глубин собственного нашего подсознания. Дочитываешь до точки и вдруг понимаешь, что тебе вот только что очень доходчиво объяснили, что такое смерть. Отчаяние. Надежда. Вера. И еще много чего другого. Они прекрасны, эти рассказы, серьезно.
130. Андрей Белый. Петербург

Я вот даже не знаю, какую оценку поставить этому произведению. С одной стороны - очень тяжело читать, продираясь сквозь то, что и как написано, сквозь это всё нагромождение вдруг свалившихся откуда-то непонятных образов. Да и вообще, без уважаемой Зары Григорьевны Минц вообще непонятно, о чем, собственно, оно. Но символисты - они такие, непонятные, да.
А вот с другой стороны - настолько затянуло, завертело, закрутило, что не оторваться, как будто в воронку засасывает. И вроде хочешь оторваться, но нет, не пускает, держит, и засасывает, засасывает всё глубже в недра собственной черепной коробки, и мурашки по коже.
Такие дела.
декабрь
читать дальше131. Іван Франко. Перехресні стежки




132. Іван Франко. Boa Constrictor




133. Іван Франко. Іван Вишенський



134. Иван Бунин. Рассказы (Эпитафия, Антоновские яблоки, Захар Воробьев, Роза Иерихона, Господин из Сан-Франциско, Легкое дыхание, Сны Чанга, Кавказ, Руся, Красавица, Дурочка, В Париже, Галя Ганская, Камарг, Сто рупий, Качели, Чистый понедельник, Часовня)





135. Николай Гумилев. Новеллы (Радости земной любви, Принцесса Зара, Золотой рыцарь, Черный Дик, Последний придворный поэт, Скрипка Страдивариуса)

136. Максим Горький. Рассказы (Макар Чудра, Старуха Изергиль, Коновалов, Мальва)

Когда-то давно, в детстве, я прочитала какое-то произведение Горького. Я даже не помню, что это было за произведение и о чем, но мне настолько не понравилось, что с тех пор Горького я в руки не брала и даже расстроилась, увидев этого автора в списке по русской литературе. Но потом открыла, начала читать - и не могла оторваться. Настолько легко, интересно, даже захватывающе! Силы небесные, зачем вы ограждали меня от этой прекрасности все эти годы?!
137. Іван Франко. Смерть Каїна



138. Александр Куприн. Рассказы (Гамбринус, Штабс-капитан Рыбников, Листригоны, Грагнатовый браслет)

139. Шарлотта Бронте. Джен Эйр

Это внезапно оказался самый колючий кактус года. Но, как мужественная мышь, я его все же догрызла. Сначала я начала читать эту книгу. Прошлым летом. Прочитала несколько глав и бросила. Потом нам дали ее в списке литературы по зарубежке, и я включила ее в книжный вызов на дайри. Если б я этого не сделала, то наверняка не осилила бы. Ну так вот, включила я ее в вызов и опять начала читать. Прочитала несколько глав и поняла, что нет, не могу. Но вызов же! Скачала аудиокнигу, слушала довольно регулярно, потом забросила на несколько месяцев, и вот, спустя полтора года после того, как я впервые взяла в руки эту книгу, она закончена!
Честно - мне жалко времени, которое я на нее потратила. Но зато теперь я с чистой совестью могу говорить, что я это читала и мне не нравится, кто бы что там ни считал и ни говорил другого
140. Іван Франко. Украдене щастя




141. Іван Франко. Оповідання. (Ріпник, На роботі, Навернений грішник, Ліси і пасовиська, Історія кожуха, Свинська конституція, Малий Мирон, Грицева шкільна наука, Панталаха, До світла! На дні)




142. Джек Лондон. Смирительная рубашка

143. Лев Толстой. Анна Каренина

май
читать дальше50. Всеволод Гаршин. Красный цветок

Маленький, но очень такой... пробирающий рассказ. Рассказ о человеке, который боролся - ни больше ни меньше - со вселенским злом. О человеке, который буквально пожертвовал собой во имя этой борьбы. И это ничего, что зло это целиком сосредоточено в трех цветках мака. Ничего, что человек этот - сумасшедший. Всё равно что-то такое возвышенное начинает шевелиться в душе, когда читаешь это совсем небольшое произведение, написанное, кроме всего прочего, прекрасным, певучим языком.
51. Антон Чехов. Рассказы (Дама с собачкой, Палата №6, Студент, Архиерей, Скучная история, Черный монах

Ну, Антон Палыч прекрасен без сомнения, даже говорить не о чем. Интересные - такие разные, такие живые, настоящие персонажи. Читаешь - и как будто подглядываешь в щелочку не только за жизнью, а за чувствами, мыслями этих людей. Видишь и неприглядные их стороны. И с людьми этими происходят нетривиальные вещи. На этот раз мне нужно было прочитать произведения довольно грустные, серьезные, затрагивающие философские вопросы жизни и смерти, власти, одаренности и гениальности, сумасшествия, настоящей любви и многие другие. В общем, я от Чехова в перманентном восторге.
52. Николай Некрасов. Кому на Руси жить хорошо?





53. Лев Толстой. Смерть Ивана Ильича





54. Антон Чехов. Три сестры





55. Иван Тургенев. Отцы и дети





56. Александр Островский. Бесприданница





57. Иван Тургенев. Стихотворения в прозе

Сборник маленьких, но потрясающе точных, потрясающе поэтичных, метких... стихотворений в прозе, да. Пасторальные картинки сменяются жутковатыми, лирика разбавляется философскими размышлениями, нетривиальными притчами. Сам автор советует читать дозировано, по одному стихотворению в день, я не смогла. От этого сборника невозможно оторваться, хочется ощущать это волшебство еще и еще. Но всё равно после каждого маленького стихотворения делаешь перерыв, потому что прочитав его, сидишь и осознаешь, что с тобой сейчас вот эти буквы сделали нечто невероятное.
Настроение всего сборника - такое... трогательное, щемящее. Как будто прощание с жизнью. Как будто подведение итогов. Как будто... Уже всё знаешь, потому что невероятной, зрелой, прожившей целую жизнь мудростью проникнуты рассказы, но хочется еще, и жалко расставаться с этим миром, птицами, людьми, мыслями и эмоциями.
Это прекрасно. Я уже давно не испытывала столько эмоций, давно у меня не появлялось столько мыслей при прочтении книг.
58. Федор Достоевский. Преступление и наказание





85. Николай Чернышевский. Детство и отрочество. Сочинение графа Л.Н. Толстого. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого
Критической статье, наверное, неправильно будет ставить оценки, поэтому я не буду, но пару слов чисто для себя черкну, чтобы до понедельника не забыть

Так вот, Николай Гаврилович выделяет три основных характеристики творчества графа Толстого. Во-первых, это глубокий психологизм. Но психологизм не в плане описания и препарирования каких-то чувств, эмоций, мыслей, а в плане описания их возникновения и протекания, перехода из одной мысли в другую, провоцирования одного состояния другим. То есть описание самого психического процесса, а не только его результатов, как было раньше. Критик считает, что автор добился этого в первую очередь наблюдениями за собой, потому что столь сложные процессы в других, посторонних людях, увидеть и распознать очень сложно. Поклонник метода интроекции, короче.
Во-вторых, это нравственность. Не выстраданная, вымученная, а непосредственная, чистая нравственность юной души, которая тянется ко всему прекрасному, такому же, как она сама. Это то, что есть в человеке изначально, то, что должно быть опять же в самом авторе, чтобы он мог понимать, видеть это и писать об этом.
И, наконец, в-третьих, это художественность. Она заключается в том, что в рассказах нет ничего лишнего. Если Толстой пишет о детстве, то там не будет подниматься каких-то социальных проблем или описываться быт военных, или обличаться моральные пороки. Просто потому что это рассказ о детстве, и этому всему там не место, ребенок об этом не думает. В его рассказах нет лишних, надуманных персонажей, выбивающихся из общего настроения сцен, всё цельно и органично.
59. Николай Чернышевский. Русский человек на rendez-vous
Тоже критическая статья и тоже не буду оценивать. Разбор повести Тургенева "Ася". Почему персонаж этой повести повел себя именно так, а не иначе, в чем разница между злом и бедой. В данном конкретном случае поступок героя - беда, потому что он никакой выгоды от того, что сделал, не имеет, а вместо этого страдают все и он вместе со всеми.
60. Дмитрий Писарев. Базаров
И снова критика. Кто такой Базаров, почему Тургенев создал его именно таким непривлекательным типом и почему он оказался не совсем уж отрицательным персонажем и может вызывать сочувствие, сострадание. Зачем было его убивать в конце, как он справился с испытанием любовью к Одинцовой и почему произошло именно так. Почему он так не любит Павла Петровича. Откуда вообще взялся такой тип и еще многое другое.
61. Николай Добролюбов. Что такое обломовщина?
И опять критика. Откуда растут ноги у такого явления, как обломовщина? Оказывается, и Онегин, и Печорин, и Рудин - родственники. Все обломовы. И даже Штольц - и тот немножко обломов. А всё - из непонимания, зачем что-то делать, если "три сотни Захаров" сделают всё за тебя. Если ты ни разу в жизни сам не надевал чулок. Какой смысл служить и лебезить перед начальством? Какой смысл выезжать в свет и слушать этих скучных людишек? Может быть, если бы всё это семейство нашло себе дело по душе, нашло смысл, ради которого стоило бы работать, то всё сложилось бы по-другому. Даже у Обломова - сферического в вакууме - проскакивают мысли, стремления, возникают идеи, и ему в какой-то момент даже хочется куда-то пойти и что-то делать, но... "к завтраку это проходит". Человек просто не видит смысла в своих действиях и, имея возможность ничего не делать, этой возможностью пользуется.
62. Роман Трифонов. На кордоні імперій

Не знаю, може це особиста симпатія до автора, може, так співпали настрої, але ця маленька збірочка просто зачарувала мене. Щось більше відгукнулося, щось - менше, щось залишилось незрозумілим, але жоден вірш не пройшов повз. І знову потягло писати самій.
63. Іван Нечуй-Левицький. Кайдашева сім'я

Було би смішно, якби не було так сумно. Не знаю, може це моє органічне неприйняття конфліктів не дає сприймати те все написане саме як іронію, але маємо що маємо. Не смішно мені. Проте книжка - одна з найулюбленіших в українській літературі того часу. Нечую-Левицькому часто закидали повторюваність сюжетів, відсутність хоч якогось аналізу ситуацій. Але... Навіщо потрібен аналіз, колі перед тобою так яскраво, контрастно намальована українська родина, побут, відносини, конфлікти, все-все, як на картинці. Дивись, спостерігай, аналізуй, роби висновки. А які прекрасні пейзажі! А мова, а персонажі!
Третій чи четвертий вже раз перечитую, і кожного разу з інтересом.
64. Борис Грінченко. Без хліба





Коли твоя маленька дитина плаче від голоду, тому що у мами немає молока знову-таки від голоду, а роботи в тебе немає, і родина доїдає остеннє борошно, на що тільки не підеш, аби врятувати, прокормити. Герой цього оповідання пішов на невеличкий злочин: вкрав трохи зерна. Настільки трохи, що цього ніхто і не помітив. І ніби всям добре: родина нагодована, злочин не викрито, але родинне щастя десь поділося, і той вчинок важким тягарем висить на серці. І краще зізнатися, і нехай тебе посадять, аніж носити далі той тягар. Але громада - вона все розуміє і завжди судить по справедливості.
65. Борис Грінченко. Болотяна квітка




Оповідання про красу зовнішню і красу внутрішню. Про те, що за гарним личком и тихим характером може ховатися щось дуже непривабливе. І ховається досить часто, частіше, ніж хочеться думати. Іще у "Хмарах" Нечуя-Левицького головний герой порівнював одну дівчину з болотяною квіткою: ніби гарна, тендітна, привітна, але дуже болотом тхне.
66. Борис Грінченко. Сам собі пан





Невеличке оповіданнячко про те, як мужик вирішив побувати там, де бувають пани, з ними нарівні, і отримав печальний досвід. На селі з нього глузували, що хотів добитися панского права. А насправді ж це права просто людські: іздити в поїзді у зручному вагоні, якщо маєш змогу. Ходити до театру, якщо є гроші. І ще багато-багато всього.
июнь
читать дальше67. Борис Грінченко. Пан Коцький





Ох, так важко читати про страждання тварин. Плакала, як дитина. Таке воно... зворушливе, і трагічне, і взагалі

68. Олена Пчілка. Артишоки





Оповідання про те, до чого може призвести бажання почванитися та незнання народних прикмет. Збіднілі панки хотіли оженити свою доньку з купцем, хотіли похизуватися та подали на стіл артишоки. А купець вирішив, що йому дали габруза. Такі справи.
69. Олена Пчілка. Півтора оселедця





Про те, як сільські діти сприймають навчання з практичного погляду, і наскільки далекі від цієї практики чиновники від освіти. Нічого не змінилося, до речі.
70. Іван Нечуй-Левицький. Дві московки




Трохи різна, але однаково печальна доля двох жінок-московок. Марину, насправді, навіть більше жаль, бо власними руками зламала свою долю. А потенційно ж усе могло скластися зовсім інакше.
71. Іван Нечуй-Левицький. Микола Джеря




Читала ніби вперше (хоча насправді вдруге). Ну, знову та ж пісня: тяжке життя, злидні, панщина і все таке. Цього разу центральним персонажем виявився чоловік, що не зміг терпіти панського знущання і втік. Протирічне у мене до нього ставлення: ніби і бунтівник, ніби і не кориться, як більшість, що уже добре, але методи протесту у нього якісь... егоїстичні. Сам втік, а жінку з матір'ю залишив страждати далі. І тікав, і тікав, поки тепленьке місце не знайшов. Ніби і журився за жінкою, а на молоденьку задивлявся (дякувати, що хоч не одружився). Але, мабуть, такі часи були. Що ще зробиш? Тільки пана можна тихцем вночі відлупцювати.
Цікаво було почитати про роботу рибальських ватаг - щось новеньке.
Ну а взагалі, дуже яскраво малюється - саме з побутового боку - життя під час панщини, а потім і після 1861 року, всі махінації, за яких воля була по суті тільки формальним поняттям, усвідомлення селянами власного положення.
І добре, що хоч на старості літ на Миколу Джерю чекало хоч кілька років спокійного життя.
72. Виктор Гюго. Предисловие к драме "Кромвель"





73. Туве Янссон. Мемуары папы Муми-тролля

Папа Муми-тролля - самый настоящий романтический герой. Родился при исключительных обстоятельствах, задавал никому непонятные вопросы и вообще вёл себя странно с точки зрения порядочных хемулей, собрал вокруг себя таких же неугомонных и отправился в дорогу. Нет, Дорогу! Он мечтает и иногда даже путает, где фантазия, а где реальность. Неугомонный маленький тролль, поселивший у себя дома привидение в коробке: оно обжилось и вышивало скелеты на платочках. Белый симпатичный зверек, мечтающий уплыть с хаттифнаттами на поиски края горизонта. И даже построив дом и обретя свою любовь (в процессе совершения героического поступка, а как же), он не успокоился. Ведь как тут успокоишься, когда твой друг построил летающе-плавающе-ныряющий корабль и зовет на поиски новых, еще более захватывающих приключений?
74. Ольга Громыко. Профессия: ведьма

Уже не помню, в который раз перечитываю эту чудную вещицу.
Для меня это отличное лекарство от плохого настроения, печальных мыслей и всего такого прочего.
Герои - вроде бы довольно шаблонные и не особенно оригинальные, но в то же время живые и настоящие.
Язык - вроде и простой, но яркий, легкий, интересный, шутки - не тупые, лиризм - уместен и лиричен.
В общем, еще не раз я возьму в руки толстенький, уже изрядно потрепанный томик с приключениями Вольхи Редной.
А пока меня ждет еще много интересного в компании этой неугомонной магички.
75. Ольга Громыко. Ведьма-Хранительница

Во второй книге всё резко стало серьезно. Беззаботное юношество взбалмошной магички закончилось, когда пришлось собственноручно выдергивать меч из груди самого дорогого на свете человека, то есть вампира. Когда пришлось удирать от толпы непонятных созданий, мчаться сломя голову, чтобы успеть, не опоздать, помочь, спасти - еще непонятно, каким образом, но во что бы то ни стало.
Это книга о настоящих друзьях, которых не пугает твое прошлое и твое будущее. Книга о том, что любимые - и любящие - возвращаются, откликаясь на зов.
Я не знаю, то ли это у меня такое слишком уж лирично-чувствительное настроение, то ли одно из двух, но на последней сцене я шмыгала носом и утирала слезы.
76. Ольга Громыко. Верховная ведьма

Вот же неугомонная женщина, а. Нет бы к свадьбе с любимым готовиться - ускакала искать приключений на свои вторые девяносто. А заодно и от замужа этого проклятого подальше. И нашла же, и не упырей там каких-нибудь, а толпу наемников, охотящихся за ее головой во главе с каким-то колдуном.
Как впоследствии оказалось, не столько ее смерти желающим, сколько ее любимого. И даже сломанная нога, отсутствие сил, отбывший корабль с друзьями не остановили отчаянную ведьму, которая хотела только одного: чтобы вампир остался жив, ради такого она даже замуж согласна.
Ну, а сцена свадьбы этой парочки - она прекрасна сама по себе, от хохота просто невозможно удержаться. Я иногда даже эту главу просто так перечитываю, для поднятия настроения
77. Туве Янссон. Опасное лето.

Милая и добрая вещица, как и все остальные истории о муми-троллях. История о том, с каким оптимизмом и верой в лучшее можно переживать даже самые страшные события. О том, как ценно находить радости в мелочах, особенно когда радоваться особо и нечему. О том, как приятно нарушать запреты, особенно никому не нужные, кроме запрещальщиков. Ну и о том, конечно, что всё непременно закончится счастливым кофепитием на веранде муми-тома полным семейным и дружеским составом, все, кто искал свое место в жизни, найдут занятия по душе, а Снусмумрик снова разобьет свою палатку в муми-доле
июль
читать дальше78. Леонид Филатов. Про Федота-стрельца, удалого молодца

Ох, затейник Леонид,
рассмешил, едрид-мадрид.
Ведь совсем простая сказка,
незатейлива на вид
Был у автора резон,
сочинил-де сказку он
Ишь, на ей, как на картине,
вид на обчество дадён:
Как вечернею порой
власти давятся икрой,
размышляя об отчизне
с точки зрения своёй
Много правды в сказке сей,
хоть она и про царей,
про Федота и Марусю,
генерала и людей.
Сказ не всякий наш народ
на цитаты разберет
так что это показатель!
Очень нравится Федот!
79. Терри Пратчетт. Посох и шляпа



То ли я отвыкла от Пратчетта, то ли эта книга не попала в настроение, но мне было откровенно скучно. Ну да, грядет Абокралипсис, ну да, самый могущественный волшебник на земле Диске - мелкий пацан с золотистыми глазами и посохом, живущим своей жизнью, ну да, Ринсвинд сотоварищи опять влипает в неприятности - и всё благодаря говорящей шляпе, которая "сама Закон".
Но почему-то скучно было, товарищи, скучно. И действия особо нет, и поразмышлять не над чем.
Похихикать разве что - над тремя всадниками Абокралипсиса, забухавшими в кабаке, над Сундуком, который как всегда великолепен. Над Найджелом, который учился быть героем по книге. И всё, в общем.
80. Терри Пратчетт. Эрик, а также Ночная Стража, ведьмы и Коэн-Варвар





Ну вот, совсем же другое дело!
Ринсвинд снова вернулся в наш мир благодаря Эрику - мелкому, но до ужаса амбициозному демонологу-недоучке, который тут же потребовал исполнения трех желаний, и не абы-каких, а самую красивую в мире женщину, власть над миром и несметные богатства. И Ринсвинду, конечно, приходится это всё выполнять. И у него, удивительное дело, даже получается. Наши герои попадают к ацтекам тецуманцам, участвуют в троянской цортской войне, знакомятся с Виндринссеем (пояснять не надо, ага? ) ), проходят по всем кругам ада, сопровождаемые верным Сундуком.
И оказывается, что народ без религии - не народ вовсе, а под эгидой этой самой религии можно навязать всё что угодно.
Что Елена прекрасная за десять лет войны раздобрела и родила несколько человек детей.
Что самая страшная пытка (причем как для грешников, так и для демонов) - бюрократическая возня, никакие вилы и раскаленные сковородки и в подметки не годятся.
Вот он Пратчетт, вот он: и приключения, и поюморить не дурак, и пофилософствовать.
81. Туве Янссон. Волшебная зима

Вы не любите зиму?
Он не знал, как это здорово - кататься на санках и на коньках, съезжать на лыжах с горы, как красив тихий снегопад, не знал, что снег, оказывается, падает с неба, а не растет из земли. Не знал, как здорово встречать солнце торжественным зимним костром... И еще многого не знал.
Но, вдруг проснувшись среди зимы, увидел, как темна ночь и ярко солнце, почувствовал, что снег холодный, пушистый и легче пуха, познакомился с новыми друзьями, выпустил из шкафа собственного предка и научился наконец любить зиму.
82. Туве Янссон. Муми-папа и море

Это совершенно не детская книга. Это совершенно не муми-троллья книга. В ней почти нет того уюта, тепла, благополучия, которыми были наполнены страницы предыдущих книг. Она тревожна, мрачна, наполнена одиночеством, холодом, промозглой сыростью.
Она говорит о том, как важно ценить друг друга, не забывать друг о друге.
Она говорит о том, что некоторые становятся злыми только полому, что на них никто не обращает внимания.
О том, что внешней красоты - совершенно недостаточно для любви.
О том, что даже самые неприветливые и холодные будут танцевать, если почувствуют, что кому-то небезразличны.
О том, что можно оставаться в одиночестве, даже будучи в кругу семьи.
И это всё очень печально.
83. Туве Янссон. В конце ноября

Очень лиричная, такая по-осеннему светло-печальная книга. Про грустных одиноких существ, ищущих хоть немножко тепла. Про пустой дом, в котором они надеялись обогреться в семейном тепле муми-троллей. О том, как они сами учились делиться и согревать, прислушиваться и понимать.
Книга действительно для конца ноября. Ее нужно читать тогда, когда за окном серо и хмуро, у тебя в руках чашка горячего чая, а рядом - кто-то теплый и понимающий.
84. Дмитрий Глуховский. Метро 2034





85. Терри Пратчетт. Интересные времена





86. Чарльз Диккенс. Приключения Оливера Твиста





август
читать дальше87. Гарриет Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома





Как-то даже трудно поверить, что относительно недавно с людьми, настоящими, живыми людьми, из плоти и крови, с эмоциями и чувствами, обращались подобным образом. Что считали - только из-за цвета кожи! - что они не способны огорчаться, страдать, ненавидеть... Любить... Страшно, когда человек с улыбкой говорит что-то типа: "а, они у меня больше двух-трех лет не живут. Работают, умирают, а я новых покупаю". Страшно, когда мать умоляет купить (купить!) ее вместе с дочерью, а ей отвечают, что она старая и дряхлая, и зачем вообще нужна.
Эта книга вызвала у меня много разных эмоций: я и злилась, и возмущалась, и умилялась, и утирала слезы.
Наверное, "понравилась" - не то слово для этой книги. Зацепила. Взволновала. Да.
88. Кристофер Прист. Престиж

Сначала я смотрела фильм, поэтому думала, что главная интрига для меня интригой уже не будет. Как же я ошибалась

Все части этой книги воспринимаются совершенно по-разному. Те, что написаны от лица Эндрю Уэстли и Кейт Энджер, читать было скучновато, книгу Альфреда Бордена - занимательно, но мне она показалась и воспринялась суховато, а вот от дневника Руперта Энджера просто невозможно было оторваться.
Но вообще я когда читала, то как будто смотрела фильм. Не тот, который с Хью Джекманом, а другой, мой собственный, предложенный Кристофером Пристом. На представлениях Энджера я как будто сидела рядом с Борденом и видела, как он аж дрожит от напряжения и всё порывается вскочить с места. Я как будто изумлялась вместе со всеми зрителями, наблюдая новую транспортацию человека. У меня захватывало дух, когда Энджер включал свою электрическую машину для перемещений. У меня, в конце концов, бежали мурашки по коже от чудовищного количества престижей на железных полках и от одного, самого последнего, неудачного, неполноценного, однажды ушедшего куда-то в зимнюю вьюжную ночь.
89. Александр Афанасьев. Русские заветные сказки





Это было... хм... Как минимум, познавательно. Кроме того, интересно и весело


А еще интересно, что довольно многие сюжеты встречаются, например, в Декамероне. Понятно, что с поправкой на колорит местности, но тем не менее, практически без изменений.
Это, знаете, сродни чувству, когда вдруг осознаешь, что бабушки-дедушки тоже занимались сексом. Да еще и весьма затейливо

сентябрь
читать дальше90. Эмиль Золя. Нана





91. Терри Пратчетт. Последний континент





92. Морис Метерлинк. Слепые





93. Федор Сологуб. Мелкий бес





Я не хочу сейчас о мрачняке, недотыкомке и прочем символизме говорить.
А хочу сказать, что на протяжении почти всей книги меня не покидало одно ощущение, и ощущение это - гадливость. Вот правда. Гадкий Передонов, гадкая Варвара, Грушина гадкая, Володин. И делают они гадкие вещи, и живут гадко. После прочтения срочно хочется от всего этого отмыться, жалко, что для души и мозга мыла не придумали.
А линия с Людмилой и Сашей - такая... душно-эротичная, дикая, языческая, волнующая, уррр.
Но цепляет, блин, и держит, и не отпускает, и отравляет как будто.
94. Ги де Мопассан. Жизнь.




Итак, взяла я в руки этот роман, начала читать и... Что это за сентиментальщина? Нет, даже пасторальщина?
Что это за розовые сопли мечты семнадцатилетней дурочки?
Это что, все 500 страниц такое будет?
Но все 500 страниц не было. Оказалось, что сентиментальные девичьи мечты очень даже разбиваются о реальность.
Внезапно девочка, воспитанная в монастыре, оказывается в настоящей жизни, где любовь - это не только нежные прикосновения и прогулки при луне, а надо еще и спать с мужем в одной постели и не только спать. Где мужья - не щедрые и не ласковые. Где мужья изменяют женам. Где умирают родители. Где дети исчезают в неизвестном направлении и предоставляют расплачиваться с долгами. Где остаешься один-одинешенек. Где в какой-то момент становится всё равно.
И только новая, только что родившаяся жизнь вдруг согревает и возвращает силы.
Здорово. Еще бы поменьше пейзажей, и было бы совсем хорошо.
95. Іван Тобілевич (Карпенко-Карий). Безталанна



Укрліт все ще в своєму репертуарі. От знаєте, є комедія положень, а тут - трагедія. Все через дурість власну, підкріплену соціальними умовами (а як же, куди ж без них в укрліт) і жахливим характером одного з персонажів. В підсумку маємо одну сварливу бабу, одну нещасну горду дівчину, одного нещасного затюканого з усіх боків молодого чоловіка, другу нещасну закохану дівчину і, нарешті... не буду спойлерити. Про такі випадки кажуть: так сталося. І незрозуміло, хто ж винен у цьому? Перша назва твору, до речі, і ставить саме це питання: "Хто винен?"
Немає тут жодного персонажа, який би викликав симпатію. Варка - хоч і ніби здатна до якогось протесту, але дурна, пліткам вірить, а коханому - ні. Софія - ну, так, любляча, працьовита, ласкава, але... мабуть, мені просто не до вподоби такі сентиментальні жіночі образи. Про Ганну мовчу, жахлива людина, це ж треба бути такой дратівливою та прискіпливою (в негативному смислі цього слова), Гнат - таке шось, аморфне, ні туди, ні сюди. І дружину люблю, і Варка причарувала, і мати авторитет, і шарпають його кожна в свій бік.
Таке.
96. Ги де Мопассан. Пышка





97. Марко Кропивницький. Глитай, або ж Павук




98. Марко Кропивницький. Поки сонце зійде, роса очі виїсть



99. Константин Ушинский. Статьи (О пользе педагогической литературы, Три элемента школы, Родное слово, Труд в его психическом и воспитательном значении)
Оценки околонаучным статьям традиционно не ставлю, но читать было нескучно и интересно. Хотя, конечно, не совсем уже актуально в большинстве.
100. Юрій Шевельов. Четвертий Харків





октябрь
читать дальше101. Марко Кропивницький. По ревізії




102. Юрій Шевельов. Над озером. Баварія

От на цьому тексті я закохалася у Шевельова як публіциста. Якщо "Четвертий Харків" - ну, сподобався, так, але особливого захвату не викликав, то тут я просто обеззброєна. Він чудовий. Він пише про серйозні речі і водночас жартує про те, як його відволікає від роздумів комар, або що всім, хто пише, неодмінно треба прочитати монографію про дієслова на -но-то, або описує, в якій позі сидить його приятель-неокласик, пишучи оповідання... І ще багато-багато інших деталей, з яких вимальовується сам він, автор, Юрій Шерех. Юрій Шевельов. Його характер, світосприйняття.
103. Михайло Старицький. Маруся Богуславка




Нарешті в укрліт прокрадається психологія.
Що робити, якщо покохала ворога батьківщини? Якщо наречений викликає лише дружні відчуття?
Коли діти, плоть від плоті твоєї, раптом опиняються в очах найближчих виродками, чужинцями, недостойними життя, що будуть тільки мозолити очі і постійно нагадувати їм про те, що ти зрадила батьківщину. Мала нахабність покохати людину, без уточнень про її національність, віросповідання і все таке. Просто людину, мабуть, непогану.
Я не знаю, це така якась суцільна безвихідь. В такій ситуації, мабуть, дійсно можна зійти з розуму або отримати розбите - в прямому смислі цього слова - серце.
104. Михайло Старицький. Богдан Хмельницький



ніякої інтриги в цих історичних творах. Особливо про Хмельницького, якого вже з усіх боків обсмоктали. Ну непогано в цілому, але в Ліни Костенко краще вийшло. Можливо, через жанр. Все ж драми потрібно дивитися, а не читати, для повноти сприйняття, а поеми як раз на читача направлені.
105. Михайло Старицький. Не судилось




106. Кнут Гамсун. Пан




107. Дмитрий Мережковский. Смерть богов (Юлиан-отступник)





108. Іван Тобілевич. Сава Чалий




109. Ролан Барт. Разделение языков
научная статья, без оценки
110. Герберт Уэллс. Война миров




111. Генрик Ибсен. Кукольный дом




112. Іван Нечуй-Левицький. Маруся Богуславка



Це важко назвати художнім текстом. Воно, власне, ним і не є, а є лібрето для опери, але все ж читати довелося. У Старицького, безперечно, рабагато цікавіше все. А тут всю першу дію - традиційне українське весілля. Може, кому воно в новинку, то і цікаво всі ті обрядодії почитати, але я вже наїлася. Ну і далі теж до болю знайомі рядки з думи про Марусю Богуславку, з історичних пісень и все таке.
113. Іван Тобілевич. Сто тисяч




114. Іван Тобілевич. Хазяїн




Ще в школі не розуміла, чому жанр цієї п`єси визначають як комедію в чистому вигляді. Ну тому що злодійства, шахрайства, смерті, кінець кінцем, якось воно не дуже смішно. Ні,якісь смішнімоменти є, звичайно, але загальний настрій трагічний все ж. Один з героїв цієї п`єси говорить, що над смертю сміятися гріх. А другий йому відповідає, що просто не можна втриматися від гомеричного сміху, коли уявляєш картину, як хазяйн кількадесяти тисяч копиць пшениці біжить аж спотикається, щоб прогнати гусей, які посміли скубти одну копичку. В універі все нарешті встало на свої місця, "Хазяїна" визначили як трагікомедію, все пояснили, і я заспокоїлась.
115. Іван Тобілевич. Суєта





116. Іван Тобілевич. Житейське море





117. Михайло Старицький. Талан




118. Оскар Уайльд. Баллада Редингской тюрьмы




119. Генри Джеймс. Письма Асперна



Прочитав некоторые книги, я не понимаю, зачем оно написано. Вот есть развлекательная литература: положил мозги на полку и читаешь себе. Есть какая-то там затрагивающая вопросы бытия, раскрывающая психологию личности типичной или исключительной, повествующая об историческом событии или целой эпохе... А есть книги, которые читаешь, и... и ничего. Вот я прочитала эти Письма Асперна. Ну увлеченный литературовед пытается добыть письма поэта, втираясь в доверие к обладательнице этих писем. Ну, с определенными трудностями сталкивается, окей. Но что имеем в остатке? Ни-че-го. Ни одной спровоцированной эмоции, мысли, чувства.
Три звездочки за хороший слог ставлю, ну и на удивление легко прочиталось.
120. Валерий Брюсов. Рассказы ("В подземной тюрьме", "В зеркале", "Бемоль", "Теперь, когда я проснулся", "За себя или за другую?"


Странные рассказы весьма. В них - игры разума и игры с разумом. В них - легкий (а иногда - и не легкий) налет помешательства. Неожиданные концовки. Читаешь - и за те несчастные 15-20 страниц погружаешься в мир персонажа, переживаешь за него и вместе с ним, ощущаешь, сочувствуешь. А потом выныриваешь, оглядываешься, пытаешься осознать, где ты, кто ты и как ты.
ноябрь
читать дальше121. Александр Блок. Поэмы ("Двенадцать", "Соловьиный сад", "Возмездие"




Символисты говорят, что их творчество - не для рядового, а для подготовленного читателя, который должен быть в курсе дела. Ну так вот, я оказалась неподготовленным читателем, особенно это касается поэмы "Возмездие". Мне, как филологу, стыдно в этом признаваться, но... вот не поняла я этой поэмы вообще. Даже разъяснение автора не помогло. Какие-то общие мысли, конечно, уловила, но на этом всё, и этого недостаточно.
С "Двенадцать" дело обстоит, конечно, лучше, а в "Соловьином саду", кажется, даже почти всё понятно, но вечно с этими символистами всё нечисто, и синие занавески можно искать бесконечно долго и находить их великое множество
122. Федор Сологуб. Новеллы ("В толпе", "Маленький человек", "Превращения", "Червяк", "Свет и тени"






Я не могу сказать, что мне понравились эти рассказы. Они произвели впечатление. Они мрачные, беспросветные, такие мутные и серые, пропитанные пессимизмом и неверием в хоть какое-то светлое будущее. Настолько мрачные, что даже солнце - общепринятый вроде как символ жизни и света представляется как злобный дракон, ядовитый змий, изливающий на толпу свой ядовитый свет.
Как жить после этого, я не знаю. Как Сологуб с этими мыслями жил.
123. Іван Франко. Лель і Полель



Цікаво було читати, поки головні герої були маленькі. А потім вони виросли, і понеслася нудота-політота, социальні проблемі, печаль-біда, здобрена любовним трикутником, приправлена трагічним фіналом, але все одно нудота-політота. І діалектизми. І полонізми. Брр
124. Іван Франко. Для домашнього огнища




о, а це жіночий роман з елементами детективу. Страсті-мордасті, таємниці, недомовки, скандали-інтриги-розслідування, дуелі - аякже - і ще багато іншого. Ну хоча б не нудно було читати, вже добре.
125. Іван Франко. Мойсей



126. Александр Блок. Лирические драмы ("Балаганчик", "Незнакомка", "Король на площади"






Это что-то невероятное. Не поддающееся описанию и, кажется, постановке. Там одни ремарки - целое отдельное произведение, как, как это можно было поставить? А ведь ставили же как-то. Ну ладно еще "Незнакомку", а вот как поставить "Балаганчик"?
127. Алексей Иванов. Географ глобус пропил

Знаете, за этой классикой очень давно не держала в руках ничего настолько... Настоящего. Настолько... как в жизни, когда вроде и ничего такого, а лопатой его не раскидаешь. Настолько смешного. Грустного. Дурного. Серьезного. Печального. Трагичного. Настолько искреннего.
И язык, силы небесные, какой язык! Совершенно завораживающая атмосфера создается во многом благодаря языку. Он обволакивает, погружает в эту атмосферу простой сложной человеческой жизни.
128. Терри Пратчетт. Последний герой

Даже как-то грустно стало. Несмотря на то, что по-прежнему смешно, забавно и всё такое.
Это о том, что всё заканчивается. И жизнь тоже. Даже если кажется, что не заканчивается. Даже если отказываться в это верить.
По-прежнему классные отсылки к разным культурным, историческим и мифологическим штукам, про валькирий и Вальгаллу повеселило особенно. Но все равно грустно, да.
129. Леонид Андреев. Рассказы (Баргамот и Гараська, Ангелочек, Большой шлем, Бен-Товит, Елеазар, Полет, Ослы, Сказочки не совсем для детей, Мои анекдоты, Реквием)

Это очень необычные рассказы, как по мне. В них совершенно реальные вещи переплетаются с совершенно ирреальными. Не фантастическими, нет. Просто вдруг в привычный, обычный, тривиальный, хорошо знакомый мир прорывается что-то... то ли из горнего, то ли из нижнего мира, то ли из неведомых глубин собственного нашего подсознания. Дочитываешь до точки и вдруг понимаешь, что тебе вот только что очень доходчиво объяснили, что такое смерть. Отчаяние. Надежда. Вера. И еще много чего другого. Они прекрасны, эти рассказы, серьезно.
130. Андрей Белый. Петербург

Я вот даже не знаю, какую оценку поставить этому произведению. С одной стороны - очень тяжело читать, продираясь сквозь то, что и как написано, сквозь это всё нагромождение вдруг свалившихся откуда-то непонятных образов. Да и вообще, без уважаемой Зары Григорьевны Минц вообще непонятно, о чем, собственно, оно. Но символисты - они такие, непонятные, да.
А вот с другой стороны - настолько затянуло, завертело, закрутило, что не оторваться, как будто в воронку засасывает. И вроде хочешь оторваться, но нет, не пускает, держит, и засасывает, засасывает всё глубже в недра собственной черепной коробки, и мурашки по коже.
Такие дела.
декабрь
читать дальше131. Іван Франко. Перехресні стежки




132. Іван Франко. Boa Constrictor




133. Іван Франко. Іван Вишенський



134. Иван Бунин. Рассказы (Эпитафия, Антоновские яблоки, Захар Воробьев, Роза Иерихона, Господин из Сан-Франциско, Легкое дыхание, Сны Чанга, Кавказ, Руся, Красавица, Дурочка, В Париже, Галя Ганская, Камарг, Сто рупий, Качели, Чистый понедельник, Часовня)





135. Николай Гумилев. Новеллы (Радости земной любви, Принцесса Зара, Золотой рыцарь, Черный Дик, Последний придворный поэт, Скрипка Страдивариуса)

136. Максим Горький. Рассказы (Макар Чудра, Старуха Изергиль, Коновалов, Мальва)

Когда-то давно, в детстве, я прочитала какое-то произведение Горького. Я даже не помню, что это было за произведение и о чем, но мне настолько не понравилось, что с тех пор Горького я в руки не брала и даже расстроилась, увидев этого автора в списке по русской литературе. Но потом открыла, начала читать - и не могла оторваться. Настолько легко, интересно, даже захватывающе! Силы небесные, зачем вы ограждали меня от этой прекрасности все эти годы?!
137. Іван Франко. Смерть Каїна



138. Александр Куприн. Рассказы (Гамбринус, Штабс-капитан Рыбников, Листригоны, Грагнатовый браслет)

139. Шарлотта Бронте. Джен Эйр

Это внезапно оказался самый колючий кактус года. Но, как мужественная мышь, я его все же догрызла. Сначала я начала читать эту книгу. Прошлым летом. Прочитала несколько глав и бросила. Потом нам дали ее в списке литературы по зарубежке, и я включила ее в книжный вызов на дайри. Если б я этого не сделала, то наверняка не осилила бы. Ну так вот, включила я ее в вызов и опять начала читать. Прочитала несколько глав и поняла, что нет, не могу. Но вызов же! Скачала аудиокнигу, слушала довольно регулярно, потом забросила на несколько месяцев, и вот, спустя полтора года после того, как я впервые взяла в руки эту книгу, она закончена!

Честно - мне жалко времени, которое я на нее потратила. Но зато теперь я с чистой совестью могу говорить, что я это читала и мне не нравится, кто бы что там ни считал и ни говорил другого

140. Іван Франко. Украдене щастя




141. Іван Франко. Оповідання. (Ріпник, На роботі, Навернений грішник, Ліси і пасовиська, Історія кожуха, Свинська конституція, Малий Мирон, Грицева шкільна наука, Панталаха, До світла! На дні)




142. Джек Лондон. Смирительная рубашка

143. Лев Толстой. Анна Каренина

@темы: культсектор
Это же свет во мраке бесконечной череды романтических героев-соплежуев, которые всего себя были готовы уложить к ногам очередной мадам.
Что до Петра Петровича и почему его не любил Базаров....а кто вообще бы любил Петра Петровича? У меня до сих пор глаз дергается, когда я о нем вспоминаю.
Это же не отзыв об "Отцах и детях", а комментарий к критической статье, а критик говорит именно о том, почему Базаров именно такой весь нигилистичный нигилист, он, насколько я поняла, и считает Базарова непривлекательным типом, и думает, что не исключен, в принципе, Пушкинский вариант "быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей".
Это что-то из серии "что хотел сказать автор", и эта точка зрения может коренным образом отличаться от того, как произведения воспринимаются читателями
Самое смешное, что свадьба обычно где-то так и проходит. С нервотрепкой, неуспеванием и невозможностью что-то съесть из-за корсета.
Я иногда даже эту главу просто так перечитываю, для поднятия настроения
Аналогично!
сейчас и я ее уже не пойму. это такое чтиво для 15 летних
но я читала раз ...дцать.
Это не от возраста зависит. По крайней мере, не только от него. Просто я подобную литературу не люблю, а, например, многим девочкам из универа понравилось
художественная красота меня мало интересует, не ценитель. а вот романы той же Джейн Остин впечатлили намного больше по сюжету