Закрой глаза и смотри
псто с книгами-2012
Мне понравилось вести список книг, так что продолжу и в этом году и постараюсь, чтобы книг было больше, чем в прошлом списке. Рецензии тоже будут здесь, чтоб два раза не вставать, а еще буду рисовать смайлы, отакие:




- 24



- 25


- 6

- 1
-
-
- 7
-
январь
читать дальше1. Дуглас Адамс. Жизнь, Вселенная и всё остальное

Итак, Артур Дент остался на Земле за два миллиона лет до того, как должен был родиться, оглашать воплем своды своей пещеры каждое утро. Но он, конечно, не сгинул на доисторической Земле, и даже не сошел с ума, как собирался. Потому что на другом конце галактики из мглы времен восстало великое проклятие, и это - вы же понимаете - никак не могло обойти Артура с Фордом.
К серьезности, появившейся в предыдущей книге, добавились еще глюки и шиза.
А вообще, это ж надо уметь более-менее жизнерадостно писать о пребывающих в черной депрессии людях, о том, что цивилизация фанатиков-ксенофобов хочет уничтожить всю остальную вселенную и вообще об общей атмосфере неопределенности и безысходности. И несмотря на общую невеселость повествования, оно не оставляет никакого печального груза, и это здорово
2. Дуглас Адамс. Всего хорошего, и спасибо за рыбу

Волею судеб Артур снова оказался на Земле, где все считали желтые космические корабли коллективной галлюцинацией и откуда в неизвестном направлении исчезли все дельфины.
Вот насколько разным может быть Адамс. С появлением прекрасной Фенчерч и любовной линии вместе с ней книга наполнилась теплом, какой-то щемящей, обволакивающей нежностью. Серьезно, главы про Артура и эту чудесную девушку - необыкновенные, они такие... легкие, воздушные, такие правильно нежные, приправленные правильной задумчивой грустинкой, что эти чувства поселяются и в моем сердце тоже, и становится так хорошо-хорошо.
Это, наверное, будет моя любимая книга серии.
3. Дуглас Адамс. В основном безвредна

Вот и закончилась трилогия в пяти книгах о приключениях землянина Артура Дента, Форда с Бетельгейзе-5 и их друзей.
Пятая книга - о потерянных людях. Об Артуре, который потерял планету, на которой родился, и женщину, которую любил. О Триллиан, которая в обеих вероятностях жалеет о том, что сделала и мотается по пространствам-временам. О Рэндом, наконец, которая родилась в звездолете и вообще не знает, где она, как она и зачем. Понимаете, ВООБЩЕ. Просто затерявшийся в пространстве-времени маленький человечек.
И при этом в книгу возвращается ирония, местами переходящая в стеб, абсурдность и легкость повествования.
Это была прекрасная неделя в обществе мистера Адамса, его бесподобного британского юмора, прекрасного слога, кучи непонятно-невыговариваемых слов и совершенно земных, человеческих проблем добра, зла, блага, дружбы, любви, религии, политики, честности, короче, Жизни, Вселенной и всего остального.
4. Гавриил Троепольский. Белый Бим Черное ухо

Сначала я плакала, когда смотрела фильм, раза три или четыре. Потом я слушала Фрэнки шоу и рыдала практически весь выпуск. Теперь настала очередь книги. И знаете что?
Конечно, сердце разрывалось от переживаний за судьбу бедного пса, конечно, в финале (и не только) глаза были на мокром месте, конечно, до зубовного скрежета злили мерзкие и подлые "серый" и "советская женщина", это всё конечно и само собой, но...
Но это же поразительно добрая, светлая, иногда даже смешная повесть о дружбе и преданности. О той преданности, которую люди возводят в ранг подвига, забывая, что это может быть единственно правильное и естественное поведение.
О том, что двери всегда открываются, если поскрести их лапой, ведь они для этого и созданы - чтобы открываться.
О том, что друг всегда возвращается, нужно только подождать, а если он долго не приходит - поискать хорошенько.
О простых, счастливых и не очень, но неизменно отзывчивых, справедливых, любящих людях с чистым сердцем.
О том, что все равно придет весна, и поднимет на хозяина любопытные добрые глаза новый Бимка.
5. Григорій Квітка-Основ`яненко. Мертвецький великдень




Невеличке повчальне оповідання у дусі просвітництва про шкоду пияцтва. От чим мені імпонує Квітка, так це тим, що навчає без повчань, а, так би мовити, наочними прикладами. От є Нечипір, пиячить безбожно, все пропиває, допивається до того, що спілкується у церкві з мерцями чи то уві сні, чи то у нападі делірію. Цікава, смішна історія, висновки відповідні: не пийте, діти, горілку. Але на свята та "у кумпанії" пару чарочок можна
6. Григорій Квітка-Основ`яненко. От тобі і скарб




Ну, Квітка ж не може без повчань, але знову ж таки у гумористичному ключі, ненав`язливо і цікаво. Цього разу письменник говорить, що недобре сподіватися на легке збагачення, а потрібно працювати, і тоді все буде. Розказує історію про чортові скарби, яка повинна була б бути страшною і лякати (у фольклорі так і було), але тут смішить. Головним моралізатором неочікувано виступає сам чорт, говорячи, що люди стали розбещеними, споганилися, і пекло теперь переповнене так, що душі нікуди дівати. Такі от справи. А скарбу головний герой так і не отримав. Помер - от тобі і скарб
7. Туве Янссон. Муми-тролль и комета

К сожалению, я не читала приключения муми-троллей в детстве, интересно было бы сравнить впечатления, интересно, как эту книгу воспринимают дети.
Ну да ладно, детство закончилось, а до приключений милых троллей я добралась только сейчас. И знаете что, это ж натуральный экзистенциализм
Под угрозой гибели наши маленькие отважные путешественники отправляются в путешествие за советом, а потом, не получив ничего путного, зато приобретя новых друзей, возвращаются домой. Попутно радуют друг друга, устраивают гуляния и не забывают о торте на ужин.
Все персонажи прекрасны: невозмутимая муми-мама, муми-папа, знающий, кажется, ответ на любой вопрос, зануда-философ Ондатр, хиппи Снусмумрик, до ужаса педантичный Снорк, мягкая, пушистая и такая девочка-девочка фрекен Снорк, аж целых два слегка туповатых и сосредоточенных на одном Хемуля, трогательно влюбленный во фрекен Снорк Муми-тролль и, наконец, мой самый нелюбимый Снифф - мелочная, капризная, эгоистичная мелюзга, но и он тоже прекрасен
В общем, это прекрасная, жизнеутверждающая, очень теплая вещица как раз для холодного зимнего вечера.
8. Дэвид Митчелл. Облачный атлас




Облачный атлас. Секстет накладывающихся соло.
Первое - соло на скрипке. Без оркестра. Со сложными, витиеватыми музыкальными фразами, продуманное, выверенное, без ошибок и помарок, с разухабистыми матросскими выкриками или этническими барабанами на фоне. Оно прервется на полутакте, а потом будет сбиваться, фальшивить и захлебываться. Но к концу снова выравнивается и набирает силу. Второе - бестолковое оркестровое произведение, дирижер, он же композитор, кажется, сам не знает, чего ему надо от оркестра, периодически покрикивает, что нет, всё не так, на ходу переписывает партитуру и в конце концов опускает руки. Исполняется allegro и forte. Третье можно принять за OST из какого-нибудь шпионского фильма. Всё нарастающие напряжение, динамичность, кульминация, а потом еще одна, а дальше - спокойная фортепианная мелодия. Потом - спокойная, медитативная, почти без эмоций партия, чем-то похожая на произведения Китаро, только с бОльшим количеством электронщины. Под такую музыку хорошо рассказывается история всей жизни. Она сменяется живыми народными напевами под аккомпанемент этнических барабанов, в которые ближе к концу вплетаются воинственные кличи, топот копыт и крики боли.
Секстет накладывающихся соло
Композитор читает дневники Адама Юинга, к журналистке попадают письма Фробишера, редактор читает "Периоды полураспада" о приключениях Луизы Рэй и физике Сиксмите и по совместительству друге Фробишера. Сонми смотрит фильм о Тимоти Кавендише, а маленький Закри молится единственной богине долины - Сонми. У них у всех - специфическая манера, свой стиль, такое впечатление, как будто читаешь разные книги.
Всю книгу я пыталась понять, нравится она мне или нет. Поняла, что зря сначала посмотрела фильм. И что книга традиционно лучше.
9. Терри Пратчетт. Цвет волшебства





Вот, значит, с чего всё начиналось.
Засилье чего угодно штампованного и низкопробного рано или поздно будет обсмеяно и обстебано в пародиях. Так получилось и у Пратчетта. В своем Плоском мире он собрал, кажется, все возможные фентезюшные штампы, приправил это всё щепоткой современности и получилось клево, легко и весело.
Философствования и глубокие мысли под соусом из юмора будут позже, а пока трусливый волшебник-недоучка Ринсвинд, недалекий восторженный турист Двацветок и волшебный Сундук в качестве зверушки на побегушках систематически вляпываются в совершенно идиотские ситуации и не менее по-идиотски, часто совершенно случайно, из этих ситуаций выпутываются. Тут вам и трактирные драки, и Ужасное Чудовище, и дележка трона, и еще туева хуча типичнейших ситуаций. Успешное выпутывание из ситуации, впрочем, от воли героев зависит как-то... постольку-поскольку. Но чего удивляться, ведь их душами боги на небесах играют в свои игры. А героям только и остается, что прислушиваться к стуку игральных костей и барахтаться по возможности.
Спасибо, в общем, мистеру Пратчетту за чудесное настроение
февраль
читать дальше10. Туве Янссон. Шляпа Волшебника

Когда ночи становятся длинными и холодными, все Муми-семейство укутывается теплыми одеялами и засыпает до весны. Я бы с удовольствием к ним присоединилась, но увы... остается только читать и впитывать тепло книги.
На этот раз маленькие искатели приключений нашли черный цилиндр, и вместе с ним в Муми-дол пришло волшебство. И доставило обитателям долины немножко неприятностей. Но, конечно же, всё всё равно было хорошо. Потому что как можно грустить, когда из шляпы появляются верховые тучки, сладкая газировка или заросли, в которых можно поиграть в девственный лес, когда муми-мама напекла целую тачку оладьев, а Волшебник исполняет желания всех собравшихся. Верные друзья остаются друзьями, даже когда уходят, а впереди еще целый неизведанный мир и куча приключений.
А остатки зимней меланхолии, если она еще окончательно вас не покинула, обязательно пройдут, стоит только чмоксла Тофслу в нослу.
11. Терри Пратчетт. Безумная звезда





А вы знали, что с края света можно упасть, а можно и не?
Что здоровенные каменные плиты могут летать над облаками только с помощью силы убеждения?
Что у Смерти есть домик, ухоженный сад и симпатичная дочурка?
Что страшнее всех бесов и потусторонних тварей может быть простой человечек, возводящий серость в абсолют?
Что у прославленного воина варикоз, артрит, больная спина и нет зубов?
И что его всерьез может полюбить семнадцатилетняя девушка?
Что жертвенные девственницы очень обижаются, когда их не дают принести в жертву?
Что Восемь Великих Заклинаний - вполне себе разумные и предусмотрительные?
Что тролли страдают философией и от этого каменеют?
Что Сундук может громко и осуждающе, или угрожающе, или зловеще, или удовлетворенно стоять (лежать? сидеть?), поджав сотню своих маленьких ножек?
Знаете ли вы, в конце концов, чем занимаются люди накануне апокалипсиса и как размножаются космические черепахи?
А я вот теперь знаю. А в довесок к этим всем знаниям прилагается заряд позитива, хорошего настроения и пяток мыслей на подумать.
12. Пантелеймон Куліш. Чорна рада





Попереднє покоління письменників малювало прекрасну, ідеалізовану картину козаччини. Героїзм, самовідданість, надзвичайна любов до батьківщини, свобора, равенство и братство, як то кажуть. Батько Хмельницький, звільнена Україна і так далі. На це, звичайно, були свої причини, але на зміну цьому поколінню прийшли нові люди з новими поглядами, і серед них - Пантелеймон Куліш, автор першого історичного роману українською мовою. Він обирає не славетну добу хмельниччини, а період, який отримав назву "доба Руїни": Україна знову розідрана навпіл, гетьмани воюють між собою за булаву, козацтво запанувало і стало як би не гірше тих, від кого звільнило своїх земляків.
Запорозьке козацтво - вже не лицарі, а... От що каже старий Шрам про запорожців:
а тепер хто йде на Запорожже? Або гольтяпака, або злодюга, що боїться шибениці, або дармоїд, що не звик заробляти собі насущного хліба. Сидять там окаяннії в Січі да тілько п’янствують, а очортіє горілку пити, так і їде в городи да тут і величається, як порося на орчику
Куліш використовує вальтерскотівський тип сюжету: на тлі значних історичних подій - чорної ради, протистояння доброчесного Сомка і підлого Іванця і таке інше - діють звичайні люди, зі своїми маленькими людськими турботами і почуттями. Петро закохується у Лесю, Череванівна хоче влаштувати долю своєї доньки якнайкраще, Леся розчаровується у красивому та статному гетьманові, Черевань - добрий і щирий чолов`яга, йому аби тільки усім його близьким добре було, низовий запорожець Кирило Тур, наче розбійник та харцизяка, але щирий та відданий, полковник Шрам - строгий, відповідальний, щирий патріот.
І от читаючи роман, розумієш, що ці люди і справді колись були, жили, раділи і горювали, написані у підручниках імена Сомка і Брюховецького оживають, стають справжніми, і разом з ними оживає історія.
13. Иван Тургенев. Дворянское гнездо





Что же вы, Иван Сергеевич, с душами людскими делаете?
Легкий, музыкальный слог завораживает, переносит в тишину деревни, и вот я уже чувствую запахи травы, дерева, слышу ночные трели соловья, а вечерний свежий ветерок как будто касается моего собственного лица.
Нам рассказана безусловно трагическая история очередного (в русской литературе) лишнего человека. Всё пошло не так с самого начала: воспитание, незнание, что есть любовь и неспособность испытывать чувства по молодости лет. Изменившая красавица-жена как следствие. И только в возрасте тридцати пяти в душе Лаврецкого поселилось То Самое Чувство. И виной этому - Лиза Калитина, настоящая тургеневская девушка, воплощение всех добродетелей, несовершенная, может, не писанная красавица, не виртуозный музыкант, но в этом тоже ее прелесть. А вот жена Лаврецкого, Варвара Петровна, та и красавица, и изящная, и на фортепиано умеет, и поговорить, а вот чувствуется в ней что-то такое... злобно-хитрая червоточинка, и она не вызывает и десятой доли той симпатии, что Лиза.
До самого конца я надеялась, что всё получится, что любовь окажется сильнее жизненных преград, но нет... Душа вывернулась наизнанку, но не осталось никаких негативных эмоций, только светлая грусть, пение соловья, легкий запах ладана и еле слышный перестук четок в сжатых пальцах.
14. Марко Вовчок. Оповідання (Викуп, Горпина, Козачка, Максим Гримач, Одарка, Отець Андрій, Данило Гурч, Свекруха, Чумак, Сестра, Сон, Чари)




Почитала я ці оповідання, і накрило мене почуття повної і безповоротної безвиході.
Насправді, там про страшні речі. Про те, як бідну жінку гонять на панщину, а її хвора малесенька дитина, залишена на свекра, помирає. А він думає, що спить. Про те, що молоду дівчину можуть забрати прямо з двору, знущаются, осоромлюють, везуть десь далеко, розтоптують, і вона помирає. Про те, як у молодої жінки забирають спочатку свободу, потім чоловіка, а потім - дітей, і вона знову ж таки помирає серед чужого люду. Всі жахи кріпаччини у всій красі. Смуток та похмурість, що безроздільно панують у кріпацьких селах.
Але цього Марку Вовчку показалося мало. Тому вона написала ще про силуване заміжжя, що закінчується смертю дівчини. Про жорстоких чоловіків, що вбивають своїх дружин. Про свекрух, які збувають зі світу невісток, хороших, працьвитих і добрих. Про розлучених закоханих, які або помирають від нудьги, або накладають на себе руки. І навіть про підступну дівчину, яка зачаклувала свою суперницю (звичайно, усі в кінці померли).
Мова твору, образ оповідача - безпосереднього учасника подій - робить свою справу. Читаючи, розумієш, що оце такі будні. Що зе ЗВИЧАЙНІ ЯВИЩА. Що так воно було. І стає дійсно страшно.
Єдиний світлий промінчик - кілька оповідань з щасливим кінцем, але то крапля у морі, навіть говорити немає про що.
15. Марко Вовчок. Павло Чорнокрил




Раніше в українській літературі було так: якщо кохання - то щире, вірне і жертовне, якщо розлука - то через якісь зовнішні або внутрішні негаразди.
А тут виявляється, що існує і хороша, працьовита, весела, але нелюба жінка. Що спокійного, безтурботного сімейного гніздечка, де тебе завжди чекають, люблять і вітають добрим словом, для щастя мало. Що дівчина з панського двору, яка плаче, жалується на свою долю, краща од спокійної, завжди веселенької і покірної дружини. Настільки краща, що дружину можна і вбити, аби не заважала щастю двох закоханих. Та чи будуть вони таким чином щасливими? Як буде себе почувати злодій? Як поводитиметься та, яка стала причиною злочину, подала ідею, підмовила?
Що маємо на виході? Одну мертву людину, одну глибоко нещасну. Ну, а третя, кажуть, по вечорницях красується та заміж збирається.
16. Марко Вовчок. Інститутка




Що таке свобода? Працювати з ранку до ночі, практично не мати грошей, не мати свого власного куточка - це тех свобода. Всього-навсього тому, що можна у будь-який момент усе кинути. Тому що ніхто не примушує. Тому що це - для себе. Недарма кажуть, що все пізнається у порівнянні. Так, для Устини, головної героїні та оповідачки повісті, така свобода була найсолодшою після усього, що вона натерпілася від молодої панночки-інститутки.
Про панночку - окремо. На диво відразливий образ. Поверхнева, егоїстична, лукава жінка, з бабусею та гостями - привітна, ласкава щебетушечка, а вдома - злобна зміюка. Не вміє любити, поступатися, слухати, проявляти хоч якісь справжні, щирі почуття.
Ще Квітка писав про те, що кріпаччина - це не так вже і погано, якщо пан добрий. Полковий лікар був добрим паном, і людям з ним жилося добре. Але безвольним, і молода господиня зробила все по-своєму. Вона, мабуть, мала справжній талант перетворювати життя усіх, хто знаходиться поруч із нею, в пекло. Звичайно, після такого життя виживання у місті, винаймання кімнатки разом із коханим чоловіком покажеться мало не раєм.
Сподіваюсь, що Устина все-таки дочекалася з походу свого коханого, і жили вони укупі у праці, але щасливо і вільно.
17. Марко Вовчок. Рассказы из русского народного быта (Катерина, Саша, Купеческая дочка, Игрушечка, Маша




Читая эти рассказы, я поняла, что еще не читала ничего подобного. Вся русская литература, которая попадала мне в руки до этого, описывала жизнь дворян, горожан, помещиков, еще каких-то людей, но вот о крестьянах, а тем более крепостных, не читала ничего.
И вот мне на голову упали Проблемы. Проблемы крепостничества как такового, того, что детей просто так, по воле барских детей, забирают у родителей и превращают в Игрушечек, того, какими жестокими бывают люди к тем, кто находится на ступеньку выше на социальной лестнице. И общечеловеческие проблемы тоже: равнодушие родителей к своим детям и попытки откупиться конфетами и игрушками (как актуально, а ведь полтора столетия прошло), о том, что человеку нужно какое-то призвание, дело, иначе он увядает.
Русский язык Марко Вовчок такой же цветистый, яркий, богатый на уменьшительно-ласкательные формы, как и украинский. Рассказчики (вернее, рассказчицы) - непременно участницы событий, что делает их рассказы реальными до невероятности.
В общем, пойду собирать ошметки души в кучу, мне еще Некрасова читать.
18. Пантелеймон Кулиш. Об отношении малороссийской словесности к общерусской




Основной посыл такой: нельзя передать чувства, образ мыслей, душевные порывы, а уж тем более, простонародную жизнь населения одной страны посредством языка другой, что-то теряется, повествование становится скучным. Кулиш приводит в пример Квитку: над его украиноязычной "Марусей" плакали все, а русскоязычные произведения и переводы были восприняты как нечто весьма и весьма посредственное и неинтересное. И именно поэтому - чтобы передать дух народа, свои мысли, свое восприятие украинской старины (а вовсе не потому что он такой патриот, не-не-не) - Кулиш, попытавшись написать "Чорну раду" на русском, всё-таки переходит на украинский.
Всё это сопровождается экскурсами в историю, размышлениями, откуда есть пошел украинский язык, почему он не происходит от польского, почему его нельзя считать диалектом русского и всё в таком духе.
19. Проспер Мериме. Двойная ошибка




Я, честно говоря, не имею чего сказать по поводу этой новеллы. Да, прекрасная форма, да, можно посочувствовать бедной Жюли, вышедшей замуж вроде бы по симпатии, но как-то не сильно удачно, и достигшей завидных успехов в самообмане и в излюбленной женской игре "сама придумала-сама обиделась", ну, в данном случае не совсем обиделась, но всё равно. Это ж надо было за пару часов придумать себе - и не только себе - многолетнюю любовь и всё такое прочее. Несомненно, актуальная и для современных реалий новелла, ибо сколько их, таких семей, в которых партнеры после свадьбы расслабляют булки, потому что ну никуда же не денется, а другие потом бегут, бегут из этого болота всеми средствами, пусть даже и средствами воображения.
Но вот как-то не зацепило, за душу, так сказать, не взяло.
20. Джордж Байрон. Гяур



21. Джордж Байрон. Корсар.





О сюжете говорить неинтересно, тут всё достаточно просто: битва-плен-освобождение. Так что я немного о персонажах покалякаю.
Вот Конрад, байронический герой во всей своей красе. Личность незаурядная, неоднозначная, активная и деятельная, как и все, данным названием объединенные. Что же касается нашего Конрада, то он - сдержанный и суровый аскет, держащий в страхе и повиновении своих пиратов. В его сердце - ненависть к людям, разум - холоден и расчетлив, а в душе неожиданно поселилась любовь. Любовь к Медоре. Мне кажется, на большую, настоящую любовь часто способны именно такие, жесткие, суровые. От них, конечно, не дождешься серенад, цветов и романтических признаний, но зато получишь надежную опору и потрясающую преданность. И я прекрасно понимаю, почему он не выбрал бой-бабу Гюльнар, которая сопровождала бы его везде, и плесом к плечу сражалась бы, и всё такое. Потому что - помимо вопросов о затронутой воинской и мужской чести и достоинства - это всё он сам умеет. Потому что для войн у него есть команда. Поэтому гораздо ценнее для него оказалась нежная и чувствительная Медора, к которой он возвращался домой, которую обнимал и гладил по волосам, которая пела песни и скучала по нему.
22. Эрнст Теодор Амадей Гофман.Угловое окно

23. Эдгар По. Рассказы (Вильям Вильсон, Без дыхания, Король Чума, Как набиралась одна газетная заметка





24. Стендаль. Ванина Ванини


*чешет затылок*
Знаете, есть книги, после прочтения которых нет слов, одни эмоции. После прочтения этой новеллы у меня только одно слово: "Щито?!"
Может, это я - уже искушенный бразильскими - и другими тоже - сериалами читатель, а для девятнадцатого века этот сюжет был очень даже хорош, но блин. Богатая графиня находит в закрытой комнате своего дома раненую девушку, которая оказывается в итоге переодетым революционером, сбежавшим из тюрьмы. Конечно же, графиня в него влюбляется, и он в нее вроде как тоже, но он от нее уходит, потому что родина важнее. А потом она его бросает, потому что для него родина важнее нее. А потом сдает всех его друзей, чтобы он был с ней. А потом пытается вытащить его из тюрьмы. А потом признается в том, что сделала. Кажется, этот цикл мог бы продолжаться бесконечно.
При этом за всеми свистоплясками совершенно непонятно, что же из себя представляют персонажи. Ну вот вообще. Ни малюсенького представления о характерах, совсем-совсем нет.
Такое впечатление, что почитала пересказ с небезызвестного сайта брифли.ру
Можно, я буду верить, что это был только набросок сюжета для большого романа?
25. Проспер Мериме. Маттео Фальконе




Эта небольшая новелла - о типичной жизни типичного корсиканца, слегка нечистого на руку, хотя он уже десять лет не стрелял в людей, и прекрасного стрелка. Корсиканца, для которого законы гостеприимства стоят гораздо выше государственных законов. У которого есть свои собственные моральные принципы, которые позволяют убить собственного десятилетнего сына за то, что тот выдал человека, попросившего у него крова.
Дикость для нас, современных читателей, а это ведь правда было, и относительно недавно. И это так... странно. Это же совсем-совсем другие люди, абсолютно непонятные.
26. Проспер Мериме. Этрусская ваза




Мнительными бывают не только женщины. Фантазия мужчин может быть еще более бурной, особенно, когда дело касается соперника, даже если он уже мертв. Говорят, избранница нашего героя была влюблена в одного красивого, но чрезвычайно глупого и скучного человека, и этому даже есть доказательство: бережно хранимая этрусская ваза, подаренная этим самым человеком. Естественно, любовь женщины, симпатизировавшей когда-то такому, немедленно теряет свою ценность. Мечты развеяны, планы разрушены, нет в жизни справедливости.
Конечно же, потом всё выясняется, злосчастная ваза разбита и можно было бы надеяться на хеппи-энд, но не тут-то было. На арену выходит ее величество Честь, не позволяющая герою отказаться от дуэли, на которую нарвался в расстроенных чувствах.
А в итоге, по законам жанра, все умерли: герой наш - от пистолета, а его возлюбленная - от тоски.
Мораль: не доверяйте слухам, разговаривайте с любимыми и не нервничайте зазря)
27. Проспер Мериме. Локис





март
читать дальше28. Гофман. Песочный человек





29. Проспер Мериме. Кармен





30. Пантелеймон Куліш. Орися





Сили небесні, невже, невже це сталося? В українській літературі нарешті з`явився твір, де ніхто не плаче, не страждає і не помирає.
Сам Куліш наприкінці твору зазначив, що написав це оповідання після прочитання Гомерівської "Одісеї", а саме - пісню про зустріч Одісея та Навсікаї. Саме цей сюжет - пророцтво уві сні про зустріч з судженим, зустріч із ним під час прання білизни і все таке інше. У Гомера, правда, все не так радісно закінчилось.
Добра казка зі щасливим фіналом, з прекрасними мальовничими пейзажами, щасливими людьми, гармонійними відносинами, любо-дорого почитати. Звичайно, наївно, і навіть не трохи, а добряче так, але мило і дуже зворушливо.
31. Пантелеймон Куліш. Гордовита пара




Гордість, почуття власної гідності - це, безперечно, потрібні почуття. Але коли їх аж занадто багато, це робить нещасливими не тільки самих гордіїв, але і тих, хто їх любить. Один, замість того, щоб підійти до дівчини і спитати: чи ти справді мене любиш, чи знущаешся? - посилає старостів до іншої дівчини. Друга, замість сказати, що кохає, виходить заміж за старого сотника. Закономірний результат для романтичного оповідання - всі мучаються і врешті-решт разом гинуть. І от чи було заради чого гордувати?
32. Пантелеймон Куліш. Дівоче серце




33. Джордж Байрон. Каин




34. Анатолій Свидницький. Люборацькі: сімейна хроніка





Ох... Такий фінал... Трагічний, що навіть мову відібрало. Ну, але потрібно зібратися. Сльозки витерли, видихнули, поїхали.
Чесно кажучи, я очікувала, що буде важко продиратися через ті подільські діалектизми, що буде нудно і нецікаво. Ну от, нудно не було, книжка прочиталася буквально за два дні. Діалектизми були, але куди там Свидницькому до, скажімо, Стефаника
Це дійсно сімейна хроніка про родину старосвітського священика отця Гервасія Люборацького. У нього є хата, дружина, трое доньок, добрих і роботящих, та син Антосьо. Письменник слідкує за долею дітей, описуючи попутно селянський побут, світосприйняття, проблеми, які турбують жителів маленького селища.
Сам о.Гервасій досить рано помер, погнавшись за зайцем та скупавшись в ополонці, а у дітей його доля склалася по різному, та у всіх - нещасливо.
Старша - Мася - відвернулася від своєї сім`ї, громади, віри, запаніла, загордувала і врешті-решт сама себе зарізала позиченим в якогось солдата ножем
Середня - Орися - диво-дівчина, красива, слухняна, весела, хазяйновита, загинула від руки власного чоловіка-попа, за якого її присилувала вийти мати.
Молодша - Текля - бувши весь час коло матері, змушена була піти з нею до монастиря, коли їх вигнали з хати, та так там і залишилася, не схотівши повертатися у цей жорстокий і несправедливий світ.
Мати - помирає у корчмі, розказуючи однокласникові свого сина, вже панотцеві, про долю своїх дітей, і закопано її під жидівською корчмою.
Найбільше уваги приділено Антосю. Слідкуючи за його долею, ми побачимо безлад та жорстокість, які панували в школах та семінаріях. Цей образ взагалы якийсь суперечливий: то радуэшся за нього, то по головы хочеш стукнути, то спывчуваєш, то розумієш, то віриш, то не віриш. То він хороша людина, то- погана. Але... Все-таки хороша. І так його жаль, хто знає, як би склалася його доля, якби не всюдисущі хабарники, родинні зв`язки, "свої люди" та донощики.
Загалом, після прочитання складається цілком реальна картина тогочасного світу. Жорстока епоха. Але, здається, майже нічого не змінилося. Хіба що набуло якоїсь нової форми
35. Джордж Байрон. Дон Жуан





У сэра Байрона Дон Жуан получился не таким уж и засранцем, как у, скажем, Мольера. Да что там, вовсе он не засранцем получился, а очень даже положительным героем: и умниц, и красавец, и чувствителен, и нежен, и смел, и благороден, и вообще. Девочку вот спас и устроил под крыло знатной даме. И то, что бабник нечестный - тоже неправда, женщины сами в него влюблялись, а он, как истинный джентльмен, конечно же, не мог им отказать.
Прекрасный хоровод дам укладывается к его ногам, и все такие разные: горячая испанка Юлия, дитя природы Гайдэ, восточная красавица Гюльбея, властная царица Екатерина и, наконец, хитрая веселая графиня Фиц-Фалк.
А вообще, мне кажется, что Дон Жуан в поэме - далеко не основное. Автор наш - знатный любитель поотвлекаться на всякое, да поразмышлять, да сарказмом блеснуть:
Мне самая высокая награда
Порассуждать в минуты вдохновений
О том, о сем и даже ни о чем:
Ведь мне любая тема нипочем
И рассуждает он правда обо всём: о людях, нравах, привычках, государстве, правительстве, знати, войнах, человечности, любви, браке... список можно продолжать бесконечно, нет, наверное, такой жизненной отрасли, в которой не покопался бы своими сатиричными ручонками Байрон. А о Дон-Жуане он так, иногда вспоминает, и то ненадолго.
Очень легкая для чтения и восприятия поэма: и посмеяться есть над чем, и поразмышлять вместе с автором о том, о сем.
P.S. Ну и досталось же Вордсворту, Колриджу и Ко
36. Юрій Федькович. Оповідання (Люба-згуба, Сафат Зінич, Три як рідні брати, Серце не навчики



37. Генрих фон Клейст. Пентесилея





Вот это страсти!
Женщина, примеряя на себя мужской образ жизни, мыслей, женщина, носящая кольчугу, держащая в руках меч и убивающая людей, неизбежно утратит исконно женские черты: мягкость, нежность, способность уступать, способность искренне любить, в конце концов.
Что станет с такой женщиной, когда в ее сердце поселится то самое чувство?
Раздираемая противоречиями, влюбленная в Ахилла царица амазонок Пентесилея в итоге сошла с ума. Мужское, впитанное с молоком матери, через страдания предков, на какой-то момент взяло верх. Женщина, осознав, что произошло, не смогла больше существовать.
Очень напряженно. Очень трагично.
И, кроме того, познавательно: в трагедии изложена одна из версий появления племени амазонок, их нравы и обычаи.
38. Джордж Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда




39. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Житейские воззрения кота Мурра





Вы знаете, что коты бывают разумными? Могут сами научиться читать и писать - по-особому держа перо, потому что их лапки к нему не приспособлены?
А они бывают, и красавец Мурр - один из них. Он даже написал книгу о своей жизни. О том, как он рос, взрослел, влюблялся, впервые испытывал страх, стыд, похмелье, дружил, дрался на дуэлях, пил кошачий пунш, занимался науками, слагал сонеты и отпускал саркастические замечания в адрес непонятно что возомнивших о себе людишек. Вы не думайте, он не просто себе кот, а очень даже гениальный и неординарный. Ну, это он так думает.
А еще этот прекрасный юноша додумался переложить свою рукопись листами другой книги, чем подарил нам замечательную историю о талантливом композиторе и музыканте Иоганесе Крейслере, истинном человеке искусства, никак не желающем существовать в рамках и волею случая вовлеченном в целую детективную историю. О тонкой чувствительной Юлии, о советнице Бенцон, холодной и бездушной прозой во плоти, о добром волшебнике маэстро Абрагаме и еще многих других.
Спасибо тебе, милый Мурр, жаль, что ты скончался так скоропостижно, и записи твои прервались столь внезапно.
40. Степан Руданський. Співомовки





41. Степан Руданський. Балади





42. Пантелеймон Куліш. Настуся



апрель
читать дальше43. Пантелеймон Куліш. Великі проводи




44. Юрій Федькович. Новобранчик


45. Юрій Федькович. Дезертир



46. Іван Нечуй-Левицький. Хмари




Оце називається програмний твір. Всі свої думки, всі естетичні погляди автор виклав майже прямим текстом у своєму романі. Тут і величезна різниця між різними націями, їхньою ментальністю перш за все, і відірваність від життєвих реалій теорій панславізму, якими на старості захопився Дашкович, і ідея просвітництва серед широких мас населення, і думка, що усі біди, все зло відбувається через неосвіченість, і спроможність молодих, активних, цілеспрямованих, освічених українців змінити ситуацію на краще вкладається в уста та думки Павла Радюка.
Через увесь твір проходить захоплення поетичністю українського села, надзвичайною образністю і піднесеністю народно-пісенної творчості, впевненість, що життєво необхідно вивчати історію, етнографію свого народу, засвоювати і розвивати народну мову, писати нею художні і наукові твори, викладати у школах і робити ще багато чого іншого.
Крім того, у романа цікавий сюжет: тут вам і красивий розумний парубок, і рій дівчат навколо нього: одна красива, українка, селянка, але недостатньо освічена. Друга - писана красуня, вчилась в інституті, але від народу далека та книжок просвітницьких читати не хоче, а хоче тільки по балах танцювати. Третя - читає з захопленням, але страшненька, так що ніхто в її бік і не дивиться. І от одну Павло не хоче, бо неосвічена, друга його не хоче, тому що він не дворянин, хоча ніби і любить його, третя просто тихо любить і читає книжки, усвідомлюючи свою непривабливість. Цілий любовний чотирикутник!
Коротше, і сюжет доволі динамічний, і похіхікати є над чим (одна панія Висока палить напалмом
), і подумати, і уявити реалії шістдесятих років 19 століття. Сподобалось.
47. Оноре де Бальзак. Тридцатилетняя женщина




У меня двоякие ощущения. С одной стороны, я совершенно не понимаю главную героиню. Более того, она мне очень не нравится, отталкивает и вообще.
С другой стороны, восхищает препараторская способность Бальзака. Насколько скурпулезно и точно он выписывает душевные состояния и терзания этой женщины. Насколько мужчина (!) может понять и описать чувства несчастной женщины, жены, матери. Женщины, которая отказывает себе в любви. Жены, которая вынуждена терпеть рядом с собой присутствие нелюбимого супруга и демонстрировать свету идеальную добродетель. Матери, которая не любит своих детей. А единственная любимая дочь - избалована донельзя и относится к матери с презрением и пренебрежением.
Автор рисует картинки и позволяет читателю сначала самому предположить, какие же происшествия оставили на лице женщины такой след.
А еще интересно, почему выражение "бальзаковский возраст" приобрело шутливо-ироничный оттенок, ведь писатель буквально превозносит в романе женщину тридцати лет, считает ее гораздо привлекательнее, интереснее молодых девушек, считает этот возраст расцветом женской привлекательности, и я очень даже согласна с его аргументами.
48. Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери

49. Панас Мирний, Іван Білик. Хіба ревуть воли, як ясла повні?





Чому людина йде на злочин? Можна б сказати: через збіг обставин. З дитинства її ганьбили та не приймали до товариства, батько покинув, злидні, їсти нема чого, робота важка... І тільки все налагоджується, як відбирають землю, а тут і трапився добрий чоловік, почастував горілкою, і наче відпустило, полегшало. А потім - дурна компания, і покотилося життя кривою стежкою. На перший погляд, все просто: соціальні умови ніби самі штовхають людину на цей шлях.
Але чому одні йдуть до шинка, а інші - такі ж бідні сироти - намагаються заробити чесною працею? Чому одні працюють, а інші - ворують? Все, значить, не так просто. Потрібно ще щось. Особливий склад характеру, можливо. Схильність якась.
Можна виправдовуватись робінгудством, мовляв, пани в народу награбували, а тепер ми своє відбираємо. Ніби є якась частка справедливості. Але ж потім грабують і козаків - свою рівню. А потім - просто так ріжуть цілу сім'ю. Просто так. Таких самих селян.
Я не знаю... Жоден з чоловічих персонажів не викликає позитивних емоцій. Чіпка - дуже суперечливий, але я вважаю, що він у першу чергу сам винен у всіх своїх бідах. Грицько - спочатку подобався, але потім розчарував своєю демонстративною позицією "моя хата скраю", заздрісністю, занадто вже сильною меркантильністю. Максим - теж розбишака ні разу не позитивний.
А всих жінок дуже жаль. Особливо Мотрю. От же натерпілася бідолашна за життя від сина.
Сильний твір. І психологічно, і художньо, не дивлячись на те, що іноді втрачаєш нитку оповіді. Він такий... Справжній, живий, пронизливий.
Мне понравилось вести список книг, так что продолжу и в этом году и постараюсь, чтобы книг было больше, чем в прошлом списке. Рецензии тоже будут здесь, чтоб два раза не вставать, а еще буду рисовать смайлы, отакие:


















январь
читать дальше1. Дуглас Адамс. Жизнь, Вселенная и всё остальное

Итак, Артур Дент остался на Земле за два миллиона лет до того, как должен был родиться, оглашать воплем своды своей пещеры каждое утро. Но он, конечно, не сгинул на доисторической Земле, и даже не сошел с ума, как собирался. Потому что на другом конце галактики из мглы времен восстало великое проклятие, и это - вы же понимаете - никак не могло обойти Артура с Фордом.
К серьезности, появившейся в предыдущей книге, добавились еще глюки и шиза.
А вообще, это ж надо уметь более-менее жизнерадостно писать о пребывающих в черной депрессии людях, о том, что цивилизация фанатиков-ксенофобов хочет уничтожить всю остальную вселенную и вообще об общей атмосфере неопределенности и безысходности. И несмотря на общую невеселость повествования, оно не оставляет никакого печального груза, и это здорово
2. Дуглас Адамс. Всего хорошего, и спасибо за рыбу

Волею судеб Артур снова оказался на Земле, где все считали желтые космические корабли коллективной галлюцинацией и откуда в неизвестном направлении исчезли все дельфины.
Вот насколько разным может быть Адамс. С появлением прекрасной Фенчерч и любовной линии вместе с ней книга наполнилась теплом, какой-то щемящей, обволакивающей нежностью. Серьезно, главы про Артура и эту чудесную девушку - необыкновенные, они такие... легкие, воздушные, такие правильно нежные, приправленные правильной задумчивой грустинкой, что эти чувства поселяются и в моем сердце тоже, и становится так хорошо-хорошо.
Это, наверное, будет моя любимая книга серии.
3. Дуглас Адамс. В основном безвредна

Вот и закончилась трилогия в пяти книгах о приключениях землянина Артура Дента, Форда с Бетельгейзе-5 и их друзей.
Пятая книга - о потерянных людях. Об Артуре, который потерял планету, на которой родился, и женщину, которую любил. О Триллиан, которая в обеих вероятностях жалеет о том, что сделала и мотается по пространствам-временам. О Рэндом, наконец, которая родилась в звездолете и вообще не знает, где она, как она и зачем. Понимаете, ВООБЩЕ. Просто затерявшийся в пространстве-времени маленький человечек.
И при этом в книгу возвращается ирония, местами переходящая в стеб, абсурдность и легкость повествования.
Это была прекрасная неделя в обществе мистера Адамса, его бесподобного британского юмора, прекрасного слога, кучи непонятно-невыговариваемых слов и совершенно земных, человеческих проблем добра, зла, блага, дружбы, любви, религии, политики, честности, короче, Жизни, Вселенной и всего остального.
4. Гавриил Троепольский. Белый Бим Черное ухо

Сначала я плакала, когда смотрела фильм, раза три или четыре. Потом я слушала Фрэнки шоу и рыдала практически весь выпуск. Теперь настала очередь книги. И знаете что?
Конечно, сердце разрывалось от переживаний за судьбу бедного пса, конечно, в финале (и не только) глаза были на мокром месте, конечно, до зубовного скрежета злили мерзкие и подлые "серый" и "советская женщина", это всё конечно и само собой, но...
Но это же поразительно добрая, светлая, иногда даже смешная повесть о дружбе и преданности. О той преданности, которую люди возводят в ранг подвига, забывая, что это может быть единственно правильное и естественное поведение.
О том, что двери всегда открываются, если поскрести их лапой, ведь они для этого и созданы - чтобы открываться.
О том, что друг всегда возвращается, нужно только подождать, а если он долго не приходит - поискать хорошенько.
О простых, счастливых и не очень, но неизменно отзывчивых, справедливых, любящих людях с чистым сердцем.
О том, что все равно придет весна, и поднимет на хозяина любопытные добрые глаза новый Бимка.
5. Григорій Квітка-Основ`яненко. Мертвецький великдень




Невеличке повчальне оповідання у дусі просвітництва про шкоду пияцтва. От чим мені імпонує Квітка, так це тим, що навчає без повчань, а, так би мовити, наочними прикладами. От є Нечипір, пиячить безбожно, все пропиває, допивається до того, що спілкується у церкві з мерцями чи то уві сні, чи то у нападі делірію. Цікава, смішна історія, висновки відповідні: не пийте, діти, горілку. Але на свята та "у кумпанії" пару чарочок можна

6. Григорій Квітка-Основ`яненко. От тобі і скарб




Ну, Квітка ж не може без повчань, але знову ж таки у гумористичному ключі, ненав`язливо і цікаво. Цього разу письменник говорить, що недобре сподіватися на легке збагачення, а потрібно працювати, і тоді все буде. Розказує історію про чортові скарби, яка повинна була б бути страшною і лякати (у фольклорі так і було), але тут смішить. Головним моралізатором неочікувано виступає сам чорт, говорячи, що люди стали розбещеними, споганилися, і пекло теперь переповнене так, що душі нікуди дівати. Такі от справи. А скарбу головний герой так і не отримав. Помер - от тобі і скарб
7. Туве Янссон. Муми-тролль и комета

К сожалению, я не читала приключения муми-троллей в детстве, интересно было бы сравнить впечатления, интересно, как эту книгу воспринимают дети.
Ну да ладно, детство закончилось, а до приключений милых троллей я добралась только сейчас. И знаете что, это ж натуральный экзистенциализм

Под угрозой гибели наши маленькие отважные путешественники отправляются в путешествие за советом, а потом, не получив ничего путного, зато приобретя новых друзей, возвращаются домой. Попутно радуют друг друга, устраивают гуляния и не забывают о торте на ужин.
Все персонажи прекрасны: невозмутимая муми-мама, муми-папа, знающий, кажется, ответ на любой вопрос, зануда-философ Ондатр, хиппи Снусмумрик, до ужаса педантичный Снорк, мягкая, пушистая и такая девочка-девочка фрекен Снорк, аж целых два слегка туповатых и сосредоточенных на одном Хемуля, трогательно влюбленный во фрекен Снорк Муми-тролль и, наконец, мой самый нелюбимый Снифф - мелочная, капризная, эгоистичная мелюзга, но и он тоже прекрасен

В общем, это прекрасная, жизнеутверждающая, очень теплая вещица как раз для холодного зимнего вечера.
8. Дэвид Митчелл. Облачный атлас




Облачный атлас. Секстет накладывающихся соло.
Первое - соло на скрипке. Без оркестра. Со сложными, витиеватыми музыкальными фразами, продуманное, выверенное, без ошибок и помарок, с разухабистыми матросскими выкриками или этническими барабанами на фоне. Оно прервется на полутакте, а потом будет сбиваться, фальшивить и захлебываться. Но к концу снова выравнивается и набирает силу. Второе - бестолковое оркестровое произведение, дирижер, он же композитор, кажется, сам не знает, чего ему надо от оркестра, периодически покрикивает, что нет, всё не так, на ходу переписывает партитуру и в конце концов опускает руки. Исполняется allegro и forte. Третье можно принять за OST из какого-нибудь шпионского фильма. Всё нарастающие напряжение, динамичность, кульминация, а потом еще одна, а дальше - спокойная фортепианная мелодия. Потом - спокойная, медитативная, почти без эмоций партия, чем-то похожая на произведения Китаро, только с бОльшим количеством электронщины. Под такую музыку хорошо рассказывается история всей жизни. Она сменяется живыми народными напевами под аккомпанемент этнических барабанов, в которые ближе к концу вплетаются воинственные кличи, топот копыт и крики боли.
Секстет накладывающихся соло
Композитор читает дневники Адама Юинга, к журналистке попадают письма Фробишера, редактор читает "Периоды полураспада" о приключениях Луизы Рэй и физике Сиксмите и по совместительству друге Фробишера. Сонми смотрит фильм о Тимоти Кавендише, а маленький Закри молится единственной богине долины - Сонми. У них у всех - специфическая манера, свой стиль, такое впечатление, как будто читаешь разные книги.
Всю книгу я пыталась понять, нравится она мне или нет. Поняла, что зря сначала посмотрела фильм. И что книга традиционно лучше.
9. Терри Пратчетт. Цвет волшебства





Вот, значит, с чего всё начиналось.
Засилье чего угодно штампованного и низкопробного рано или поздно будет обсмеяно и обстебано в пародиях. Так получилось и у Пратчетта. В своем Плоском мире он собрал, кажется, все возможные фентезюшные штампы, приправил это всё щепоткой современности и получилось клево, легко и весело.
Философствования и глубокие мысли под соусом из юмора будут позже, а пока трусливый волшебник-недоучка Ринсвинд, недалекий восторженный турист Двацветок и волшебный Сундук в качестве зверушки на побегушках систематически вляпываются в совершенно идиотские ситуации и не менее по-идиотски, часто совершенно случайно, из этих ситуаций выпутываются. Тут вам и трактирные драки, и Ужасное Чудовище, и дележка трона, и еще туева хуча типичнейших ситуаций. Успешное выпутывание из ситуации, впрочем, от воли героев зависит как-то... постольку-поскольку. Но чего удивляться, ведь их душами боги на небесах играют в свои игры. А героям только и остается, что прислушиваться к стуку игральных костей и барахтаться по возможности.
Спасибо, в общем, мистеру Пратчетту за чудесное настроение

февраль
читать дальше10. Туве Янссон. Шляпа Волшебника

Когда ночи становятся длинными и холодными, все Муми-семейство укутывается теплыми одеялами и засыпает до весны. Я бы с удовольствием к ним присоединилась, но увы... остается только читать и впитывать тепло книги.
На этот раз маленькие искатели приключений нашли черный цилиндр, и вместе с ним в Муми-дол пришло волшебство. И доставило обитателям долины немножко неприятностей. Но, конечно же, всё всё равно было хорошо. Потому что как можно грустить, когда из шляпы появляются верховые тучки, сладкая газировка или заросли, в которых можно поиграть в девственный лес, когда муми-мама напекла целую тачку оладьев, а Волшебник исполняет желания всех собравшихся. Верные друзья остаются друзьями, даже когда уходят, а впереди еще целый неизведанный мир и куча приключений.
А остатки зимней меланхолии, если она еще окончательно вас не покинула, обязательно пройдут, стоит только чмоксла Тофслу в нослу.
11. Терри Пратчетт. Безумная звезда





А вы знали, что с края света можно упасть, а можно и не?
Что здоровенные каменные плиты могут летать над облаками только с помощью силы убеждения?
Что у Смерти есть домик, ухоженный сад и симпатичная дочурка?
Что страшнее всех бесов и потусторонних тварей может быть простой человечек, возводящий серость в абсолют?
Что у прославленного воина варикоз, артрит, больная спина и нет зубов?
И что его всерьез может полюбить семнадцатилетняя девушка?
Что жертвенные девственницы очень обижаются, когда их не дают принести в жертву?
Что Восемь Великих Заклинаний - вполне себе разумные и предусмотрительные?
Что тролли страдают философией и от этого каменеют?
Что Сундук может громко и осуждающе, или угрожающе, или зловеще, или удовлетворенно стоять (лежать? сидеть?), поджав сотню своих маленьких ножек?
Знаете ли вы, в конце концов, чем занимаются люди накануне апокалипсиса и как размножаются космические черепахи?
А я вот теперь знаю. А в довесок к этим всем знаниям прилагается заряд позитива, хорошего настроения и пяток мыслей на подумать.
12. Пантелеймон Куліш. Чорна рада





Попереднє покоління письменників малювало прекрасну, ідеалізовану картину козаччини. Героїзм, самовідданість, надзвичайна любов до батьківщини, свобора, равенство и братство, як то кажуть. Батько Хмельницький, звільнена Україна і так далі. На це, звичайно, були свої причини, але на зміну цьому поколінню прийшли нові люди з новими поглядами, і серед них - Пантелеймон Куліш, автор першого історичного роману українською мовою. Він обирає не славетну добу хмельниччини, а період, який отримав назву "доба Руїни": Україна знову розідрана навпіл, гетьмани воюють між собою за булаву, козацтво запанувало і стало як би не гірше тих, від кого звільнило своїх земляків.
Запорозьке козацтво - вже не лицарі, а... От що каже старий Шрам про запорожців:
а тепер хто йде на Запорожже? Або гольтяпака, або злодюга, що боїться шибениці, або дармоїд, що не звик заробляти собі насущного хліба. Сидять там окаяннії в Січі да тілько п’янствують, а очортіє горілку пити, так і їде в городи да тут і величається, як порося на орчику
Куліш використовує вальтерскотівський тип сюжету: на тлі значних історичних подій - чорної ради, протистояння доброчесного Сомка і підлого Іванця і таке інше - діють звичайні люди, зі своїми маленькими людськими турботами і почуттями. Петро закохується у Лесю, Череванівна хоче влаштувати долю своєї доньки якнайкраще, Леся розчаровується у красивому та статному гетьманові, Черевань - добрий і щирий чолов`яга, йому аби тільки усім його близьким добре було, низовий запорожець Кирило Тур, наче розбійник та харцизяка, але щирий та відданий, полковник Шрам - строгий, відповідальний, щирий патріот.
І от читаючи роман, розумієш, що ці люди і справді колись були, жили, раділи і горювали, написані у підручниках імена Сомка і Брюховецького оживають, стають справжніми, і разом з ними оживає історія.
13. Иван Тургенев. Дворянское гнездо





Что же вы, Иван Сергеевич, с душами людскими делаете?
Легкий, музыкальный слог завораживает, переносит в тишину деревни, и вот я уже чувствую запахи травы, дерева, слышу ночные трели соловья, а вечерний свежий ветерок как будто касается моего собственного лица.
Нам рассказана безусловно трагическая история очередного (в русской литературе) лишнего человека. Всё пошло не так с самого начала: воспитание, незнание, что есть любовь и неспособность испытывать чувства по молодости лет. Изменившая красавица-жена как следствие. И только в возрасте тридцати пяти в душе Лаврецкого поселилось То Самое Чувство. И виной этому - Лиза Калитина, настоящая тургеневская девушка, воплощение всех добродетелей, несовершенная, может, не писанная красавица, не виртуозный музыкант, но в этом тоже ее прелесть. А вот жена Лаврецкого, Варвара Петровна, та и красавица, и изящная, и на фортепиано умеет, и поговорить, а вот чувствуется в ней что-то такое... злобно-хитрая червоточинка, и она не вызывает и десятой доли той симпатии, что Лиза.
До самого конца я надеялась, что всё получится, что любовь окажется сильнее жизненных преград, но нет... Душа вывернулась наизнанку, но не осталось никаких негативных эмоций, только светлая грусть, пение соловья, легкий запах ладана и еле слышный перестук четок в сжатых пальцах.
14. Марко Вовчок. Оповідання (Викуп, Горпина, Козачка, Максим Гримач, Одарка, Отець Андрій, Данило Гурч, Свекруха, Чумак, Сестра, Сон, Чари)




Почитала я ці оповідання, і накрило мене почуття повної і безповоротної безвиході.
Насправді, там про страшні речі. Про те, як бідну жінку гонять на панщину, а її хвора малесенька дитина, залишена на свекра, помирає. А він думає, що спить. Про те, що молоду дівчину можуть забрати прямо з двору, знущаются, осоромлюють, везуть десь далеко, розтоптують, і вона помирає. Про те, як у молодої жінки забирають спочатку свободу, потім чоловіка, а потім - дітей, і вона знову ж таки помирає серед чужого люду. Всі жахи кріпаччини у всій красі. Смуток та похмурість, що безроздільно панують у кріпацьких селах.
Але цього Марку Вовчку показалося мало. Тому вона написала ще про силуване заміжжя, що закінчується смертю дівчини. Про жорстоких чоловіків, що вбивають своїх дружин. Про свекрух, які збувають зі світу невісток, хороших, працьвитих і добрих. Про розлучених закоханих, які або помирають від нудьги, або накладають на себе руки. І навіть про підступну дівчину, яка зачаклувала свою суперницю (звичайно, усі в кінці померли).
Мова твору, образ оповідача - безпосереднього учасника подій - робить свою справу. Читаючи, розумієш, що оце такі будні. Що зе ЗВИЧАЙНІ ЯВИЩА. Що так воно було. І стає дійсно страшно.
Єдиний світлий промінчик - кілька оповідань з щасливим кінцем, але то крапля у морі, навіть говорити немає про що.
15. Марко Вовчок. Павло Чорнокрил




Раніше в українській літературі було так: якщо кохання - то щире, вірне і жертовне, якщо розлука - то через якісь зовнішні або внутрішні негаразди.
А тут виявляється, що існує і хороша, працьовита, весела, але нелюба жінка. Що спокійного, безтурботного сімейного гніздечка, де тебе завжди чекають, люблять і вітають добрим словом, для щастя мало. Що дівчина з панського двору, яка плаче, жалується на свою долю, краща од спокійної, завжди веселенької і покірної дружини. Настільки краща, що дружину можна і вбити, аби не заважала щастю двох закоханих. Та чи будуть вони таким чином щасливими? Як буде себе почувати злодій? Як поводитиметься та, яка стала причиною злочину, подала ідею, підмовила?
Що маємо на виході? Одну мертву людину, одну глибоко нещасну. Ну, а третя, кажуть, по вечорницях красується та заміж збирається.
16. Марко Вовчок. Інститутка




Що таке свобода? Працювати з ранку до ночі, практично не мати грошей, не мати свого власного куточка - це тех свобода. Всього-навсього тому, що можна у будь-який момент усе кинути. Тому що ніхто не примушує. Тому що це - для себе. Недарма кажуть, що все пізнається у порівнянні. Так, для Устини, головної героїні та оповідачки повісті, така свобода була найсолодшою після усього, що вона натерпілася від молодої панночки-інститутки.
Про панночку - окремо. На диво відразливий образ. Поверхнева, егоїстична, лукава жінка, з бабусею та гостями - привітна, ласкава щебетушечка, а вдома - злобна зміюка. Не вміє любити, поступатися, слухати, проявляти хоч якісь справжні, щирі почуття.
Ще Квітка писав про те, що кріпаччина - це не так вже і погано, якщо пан добрий. Полковий лікар був добрим паном, і людям з ним жилося добре. Але безвольним, і молода господиня зробила все по-своєму. Вона, мабуть, мала справжній талант перетворювати життя усіх, хто знаходиться поруч із нею, в пекло. Звичайно, після такого життя виживання у місті, винаймання кімнатки разом із коханим чоловіком покажеться мало не раєм.
Сподіваюсь, що Устина все-таки дочекалася з походу свого коханого, і жили вони укупі у праці, але щасливо і вільно.
17. Марко Вовчок. Рассказы из русского народного быта (Катерина, Саша, Купеческая дочка, Игрушечка, Маша




Читая эти рассказы, я поняла, что еще не читала ничего подобного. Вся русская литература, которая попадала мне в руки до этого, описывала жизнь дворян, горожан, помещиков, еще каких-то людей, но вот о крестьянах, а тем более крепостных, не читала ничего.
И вот мне на голову упали Проблемы. Проблемы крепостничества как такового, того, что детей просто так, по воле барских детей, забирают у родителей и превращают в Игрушечек, того, какими жестокими бывают люди к тем, кто находится на ступеньку выше на социальной лестнице. И общечеловеческие проблемы тоже: равнодушие родителей к своим детям и попытки откупиться конфетами и игрушками (как актуально, а ведь полтора столетия прошло), о том, что человеку нужно какое-то призвание, дело, иначе он увядает.
Русский язык Марко Вовчок такой же цветистый, яркий, богатый на уменьшительно-ласкательные формы, как и украинский. Рассказчики (вернее, рассказчицы) - непременно участницы событий, что делает их рассказы реальными до невероятности.
В общем, пойду собирать ошметки души в кучу, мне еще Некрасова читать.
18. Пантелеймон Кулиш. Об отношении малороссийской словесности к общерусской




Основной посыл такой: нельзя передать чувства, образ мыслей, душевные порывы, а уж тем более, простонародную жизнь населения одной страны посредством языка другой, что-то теряется, повествование становится скучным. Кулиш приводит в пример Квитку: над его украиноязычной "Марусей" плакали все, а русскоязычные произведения и переводы были восприняты как нечто весьма и весьма посредственное и неинтересное. И именно поэтому - чтобы передать дух народа, свои мысли, свое восприятие украинской старины (а вовсе не потому что он такой патриот, не-не-не) - Кулиш, попытавшись написать "Чорну раду" на русском, всё-таки переходит на украинский.
Всё это сопровождается экскурсами в историю, размышлениями, откуда есть пошел украинский язык, почему он не происходит от польского, почему его нельзя считать диалектом русского и всё в таком духе.
19. Проспер Мериме. Двойная ошибка




Я, честно говоря, не имею чего сказать по поводу этой новеллы. Да, прекрасная форма, да, можно посочувствовать бедной Жюли, вышедшей замуж вроде бы по симпатии, но как-то не сильно удачно, и достигшей завидных успехов в самообмане и в излюбленной женской игре "сама придумала-сама обиделась", ну, в данном случае не совсем обиделась, но всё равно. Это ж надо было за пару часов придумать себе - и не только себе - многолетнюю любовь и всё такое прочее. Несомненно, актуальная и для современных реалий новелла, ибо сколько их, таких семей, в которых партнеры после свадьбы расслабляют булки, потому что ну никуда же не денется, а другие потом бегут, бегут из этого болота всеми средствами, пусть даже и средствами воображения.
Но вот как-то не зацепило, за душу, так сказать, не взяло.
20. Джордж Байрон. Гяур



21. Джордж Байрон. Корсар.





О сюжете говорить неинтересно, тут всё достаточно просто: битва-плен-освобождение. Так что я немного о персонажах покалякаю.
Вот Конрад, байронический герой во всей своей красе. Личность незаурядная, неоднозначная, активная и деятельная, как и все, данным названием объединенные. Что же касается нашего Конрада, то он - сдержанный и суровый аскет, держащий в страхе и повиновении своих пиратов. В его сердце - ненависть к людям, разум - холоден и расчетлив, а в душе неожиданно поселилась любовь. Любовь к Медоре. Мне кажется, на большую, настоящую любовь часто способны именно такие, жесткие, суровые. От них, конечно, не дождешься серенад, цветов и романтических признаний, но зато получишь надежную опору и потрясающую преданность. И я прекрасно понимаю, почему он не выбрал бой-бабу Гюльнар, которая сопровождала бы его везде, и плесом к плечу сражалась бы, и всё такое. Потому что - помимо вопросов о затронутой воинской и мужской чести и достоинства - это всё он сам умеет. Потому что для войн у него есть команда. Поэтому гораздо ценнее для него оказалась нежная и чувствительная Медора, к которой он возвращался домой, которую обнимал и гладил по волосам, которая пела песни и скучала по нему.
22. Эрнст Теодор Амадей Гофман.Угловое окно

23. Эдгар По. Рассказы (Вильям Вильсон, Без дыхания, Король Чума, Как набиралась одна газетная заметка





24. Стендаль. Ванина Ванини


*чешет затылок*
Знаете, есть книги, после прочтения которых нет слов, одни эмоции. После прочтения этой новеллы у меня только одно слово: "Щито?!"
Может, это я - уже искушенный бразильскими - и другими тоже - сериалами читатель, а для девятнадцатого века этот сюжет был очень даже хорош, но блин. Богатая графиня находит в закрытой комнате своего дома раненую девушку, которая оказывается в итоге переодетым революционером, сбежавшим из тюрьмы. Конечно же, графиня в него влюбляется, и он в нее вроде как тоже, но он от нее уходит, потому что родина важнее. А потом она его бросает, потому что для него родина важнее нее. А потом сдает всех его друзей, чтобы он был с ней. А потом пытается вытащить его из тюрьмы. А потом признается в том, что сделала. Кажется, этот цикл мог бы продолжаться бесконечно.
При этом за всеми свистоплясками совершенно непонятно, что же из себя представляют персонажи. Ну вот вообще. Ни малюсенького представления о характерах, совсем-совсем нет.
Такое впечатление, что почитала пересказ с небезызвестного сайта брифли.ру
Можно, я буду верить, что это был только набросок сюжета для большого романа?
25. Проспер Мериме. Маттео Фальконе




Эта небольшая новелла - о типичной жизни типичного корсиканца, слегка нечистого на руку, хотя он уже десять лет не стрелял в людей, и прекрасного стрелка. Корсиканца, для которого законы гостеприимства стоят гораздо выше государственных законов. У которого есть свои собственные моральные принципы, которые позволяют убить собственного десятилетнего сына за то, что тот выдал человека, попросившего у него крова.
Дикость для нас, современных читателей, а это ведь правда было, и относительно недавно. И это так... странно. Это же совсем-совсем другие люди, абсолютно непонятные.
26. Проспер Мериме. Этрусская ваза




Мнительными бывают не только женщины. Фантазия мужчин может быть еще более бурной, особенно, когда дело касается соперника, даже если он уже мертв. Говорят, избранница нашего героя была влюблена в одного красивого, но чрезвычайно глупого и скучного человека, и этому даже есть доказательство: бережно хранимая этрусская ваза, подаренная этим самым человеком. Естественно, любовь женщины, симпатизировавшей когда-то такому, немедленно теряет свою ценность. Мечты развеяны, планы разрушены, нет в жизни справедливости.
Конечно же, потом всё выясняется, злосчастная ваза разбита и можно было бы надеяться на хеппи-энд, но не тут-то было. На арену выходит ее величество Честь, не позволяющая герою отказаться от дуэли, на которую нарвался в расстроенных чувствах.
А в итоге, по законам жанра, все умерли: герой наш - от пистолета, а его возлюбленная - от тоски.
Мораль: не доверяйте слухам, разговаривайте с любимыми и не нервничайте зазря)
27. Проспер Мериме. Локис





март
читать дальше28. Гофман. Песочный человек





29. Проспер Мериме. Кармен





30. Пантелеймон Куліш. Орися





Сили небесні, невже, невже це сталося? В українській літературі нарешті з`явився твір, де ніхто не плаче, не страждає і не помирає.
Сам Куліш наприкінці твору зазначив, що написав це оповідання після прочитання Гомерівської "Одісеї", а саме - пісню про зустріч Одісея та Навсікаї. Саме цей сюжет - пророцтво уві сні про зустріч з судженим, зустріч із ним під час прання білизни і все таке інше. У Гомера, правда, все не так радісно закінчилось.
Добра казка зі щасливим фіналом, з прекрасними мальовничими пейзажами, щасливими людьми, гармонійними відносинами, любо-дорого почитати. Звичайно, наївно, і навіть не трохи, а добряче так, але мило і дуже зворушливо.
31. Пантелеймон Куліш. Гордовита пара




Гордість, почуття власної гідності - це, безперечно, потрібні почуття. Але коли їх аж занадто багато, це робить нещасливими не тільки самих гордіїв, але і тих, хто їх любить. Один, замість того, щоб підійти до дівчини і спитати: чи ти справді мене любиш, чи знущаешся? - посилає старостів до іншої дівчини. Друга, замість сказати, що кохає, виходить заміж за старого сотника. Закономірний результат для романтичного оповідання - всі мучаються і врешті-решт разом гинуть. І от чи було заради чого гордувати?
32. Пантелеймон Куліш. Дівоче серце




33. Джордж Байрон. Каин




34. Анатолій Свидницький. Люборацькі: сімейна хроніка





Ох... Такий фінал... Трагічний, що навіть мову відібрало. Ну, але потрібно зібратися. Сльозки витерли, видихнули, поїхали.
Чесно кажучи, я очікувала, що буде важко продиратися через ті подільські діалектизми, що буде нудно і нецікаво. Ну от, нудно не було, книжка прочиталася буквально за два дні. Діалектизми були, але куди там Свидницькому до, скажімо, Стефаника

Це дійсно сімейна хроніка про родину старосвітського священика отця Гервасія Люборацького. У нього є хата, дружина, трое доньок, добрих і роботящих, та син Антосьо. Письменник слідкує за долею дітей, описуючи попутно селянський побут, світосприйняття, проблеми, які турбують жителів маленького селища.
Сам о.Гервасій досить рано помер, погнавшись за зайцем та скупавшись в ополонці, а у дітей його доля склалася по різному, та у всіх - нещасливо.
Старша - Мася - відвернулася від своєї сім`ї, громади, віри, запаніла, загордувала і врешті-решт сама себе зарізала позиченим в якогось солдата ножем
Середня - Орися - диво-дівчина, красива, слухняна, весела, хазяйновита, загинула від руки власного чоловіка-попа, за якого її присилувала вийти мати.
Молодша - Текля - бувши весь час коло матері, змушена була піти з нею до монастиря, коли їх вигнали з хати, та так там і залишилася, не схотівши повертатися у цей жорстокий і несправедливий світ.
Мати - помирає у корчмі, розказуючи однокласникові свого сина, вже панотцеві, про долю своїх дітей, і закопано її під жидівською корчмою.
Найбільше уваги приділено Антосю. Слідкуючи за його долею, ми побачимо безлад та жорстокість, які панували в школах та семінаріях. Цей образ взагалы якийсь суперечливий: то радуэшся за нього, то по головы хочеш стукнути, то спывчуваєш, то розумієш, то віриш, то не віриш. То він хороша людина, то- погана. Але... Все-таки хороша. І так його жаль, хто знає, як би склалася його доля, якби не всюдисущі хабарники, родинні зв`язки, "свої люди" та донощики.
Загалом, після прочитання складається цілком реальна картина тогочасного світу. Жорстока епоха. Але, здається, майже нічого не змінилося. Хіба що набуло якоїсь нової форми
35. Джордж Байрон. Дон Жуан





У сэра Байрона Дон Жуан получился не таким уж и засранцем, как у, скажем, Мольера. Да что там, вовсе он не засранцем получился, а очень даже положительным героем: и умниц, и красавец, и чувствителен, и нежен, и смел, и благороден, и вообще. Девочку вот спас и устроил под крыло знатной даме. И то, что бабник нечестный - тоже неправда, женщины сами в него влюблялись, а он, как истинный джентльмен, конечно же, не мог им отказать.
Прекрасный хоровод дам укладывается к его ногам, и все такие разные: горячая испанка Юлия, дитя природы Гайдэ, восточная красавица Гюльбея, властная царица Екатерина и, наконец, хитрая веселая графиня Фиц-Фалк.
А вообще, мне кажется, что Дон Жуан в поэме - далеко не основное. Автор наш - знатный любитель поотвлекаться на всякое, да поразмышлять, да сарказмом блеснуть:
Мне самая высокая награда
Порассуждать в минуты вдохновений
О том, о сем и даже ни о чем:
Ведь мне любая тема нипочем
И рассуждает он правда обо всём: о людях, нравах, привычках, государстве, правительстве, знати, войнах, человечности, любви, браке... список можно продолжать бесконечно, нет, наверное, такой жизненной отрасли, в которой не покопался бы своими сатиричными ручонками Байрон. А о Дон-Жуане он так, иногда вспоминает, и то ненадолго.
Очень легкая для чтения и восприятия поэма: и посмеяться есть над чем, и поразмышлять вместе с автором о том, о сем.
P.S. Ну и досталось же Вордсворту, Колриджу и Ко

36. Юрій Федькович. Оповідання (Люба-згуба, Сафат Зінич, Три як рідні брати, Серце не навчики



37. Генрих фон Клейст. Пентесилея





Вот это страсти!
Женщина, примеряя на себя мужской образ жизни, мыслей, женщина, носящая кольчугу, держащая в руках меч и убивающая людей, неизбежно утратит исконно женские черты: мягкость, нежность, способность уступать, способность искренне любить, в конце концов.
Что станет с такой женщиной, когда в ее сердце поселится то самое чувство?
Раздираемая противоречиями, влюбленная в Ахилла царица амазонок Пентесилея в итоге сошла с ума. Мужское, впитанное с молоком матери, через страдания предков, на какой-то момент взяло верх. Женщина, осознав, что произошло, не смогла больше существовать.
Очень напряженно. Очень трагично.
И, кроме того, познавательно: в трагедии изложена одна из версий появления племени амазонок, их нравы и обычаи.
38. Джордж Байрон. Паломничество Чайльд-Гарольда




39. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Житейские воззрения кота Мурра





Вы знаете, что коты бывают разумными? Могут сами научиться читать и писать - по-особому держа перо, потому что их лапки к нему не приспособлены?
А они бывают, и красавец Мурр - один из них. Он даже написал книгу о своей жизни. О том, как он рос, взрослел, влюблялся, впервые испытывал страх, стыд, похмелье, дружил, дрался на дуэлях, пил кошачий пунш, занимался науками, слагал сонеты и отпускал саркастические замечания в адрес непонятно что возомнивших о себе людишек. Вы не думайте, он не просто себе кот, а очень даже гениальный и неординарный. Ну, это он так думает.
А еще этот прекрасный юноша додумался переложить свою рукопись листами другой книги, чем подарил нам замечательную историю о талантливом композиторе и музыканте Иоганесе Крейслере, истинном человеке искусства, никак не желающем существовать в рамках и волею случая вовлеченном в целую детективную историю. О тонкой чувствительной Юлии, о советнице Бенцон, холодной и бездушной прозой во плоти, о добром волшебнике маэстро Абрагаме и еще многих других.
Спасибо тебе, милый Мурр, жаль, что ты скончался так скоропостижно, и записи твои прервались столь внезапно.
40. Степан Руданський. Співомовки





41. Степан Руданський. Балади





42. Пантелеймон Куліш. Настуся



апрель
читать дальше43. Пантелеймон Куліш. Великі проводи




44. Юрій Федькович. Новобранчик


45. Юрій Федькович. Дезертир



46. Іван Нечуй-Левицький. Хмари




Оце називається програмний твір. Всі свої думки, всі естетичні погляди автор виклав майже прямим текстом у своєму романі. Тут і величезна різниця між різними націями, їхньою ментальністю перш за все, і відірваність від життєвих реалій теорій панславізму, якими на старості захопився Дашкович, і ідея просвітництва серед широких мас населення, і думка, що усі біди, все зло відбувається через неосвіченість, і спроможність молодих, активних, цілеспрямованих, освічених українців змінити ситуацію на краще вкладається в уста та думки Павла Радюка.
Через увесь твір проходить захоплення поетичністю українського села, надзвичайною образністю і піднесеністю народно-пісенної творчості, впевненість, що життєво необхідно вивчати історію, етнографію свого народу, засвоювати і розвивати народну мову, писати нею художні і наукові твори, викладати у школах і робити ще багато чого іншого.
Крім того, у романа цікавий сюжет: тут вам і красивий розумний парубок, і рій дівчат навколо нього: одна красива, українка, селянка, але недостатньо освічена. Друга - писана красуня, вчилась в інституті, але від народу далека та книжок просвітницьких читати не хоче, а хоче тільки по балах танцювати. Третя - читає з захопленням, але страшненька, так що ніхто в її бік і не дивиться. І от одну Павло не хоче, бо неосвічена, друга його не хоче, тому що він не дворянин, хоча ніби і любить його, третя просто тихо любить і читає книжки, усвідомлюючи свою непривабливість. Цілий любовний чотирикутник!
Коротше, і сюжет доволі динамічний, і похіхікати є над чим (одна панія Висока палить напалмом

47. Оноре де Бальзак. Тридцатилетняя женщина




У меня двоякие ощущения. С одной стороны, я совершенно не понимаю главную героиню. Более того, она мне очень не нравится, отталкивает и вообще.
С другой стороны, восхищает препараторская способность Бальзака. Насколько скурпулезно и точно он выписывает душевные состояния и терзания этой женщины. Насколько мужчина (!) может понять и описать чувства несчастной женщины, жены, матери. Женщины, которая отказывает себе в любви. Жены, которая вынуждена терпеть рядом с собой присутствие нелюбимого супруга и демонстрировать свету идеальную добродетель. Матери, которая не любит своих детей. А единственная любимая дочь - избалована донельзя и относится к матери с презрением и пренебрежением.
Автор рисует картинки и позволяет читателю сначала самому предположить, какие же происшествия оставили на лице женщины такой след.
А еще интересно, почему выражение "бальзаковский возраст" приобрело шутливо-ироничный оттенок, ведь писатель буквально превозносит в романе женщину тридцати лет, считает ее гораздо привлекательнее, интереснее молодых девушек, считает этот возраст расцветом женской привлекательности, и я очень даже согласна с его аргументами.
48. Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери

49. Панас Мирний, Іван Білик. Хіба ревуть воли, як ясла повні?





Чому людина йде на злочин? Можна б сказати: через збіг обставин. З дитинства її ганьбили та не приймали до товариства, батько покинув, злидні, їсти нема чого, робота важка... І тільки все налагоджується, як відбирають землю, а тут і трапився добрий чоловік, почастував горілкою, і наче відпустило, полегшало. А потім - дурна компания, і покотилося життя кривою стежкою. На перший погляд, все просто: соціальні умови ніби самі штовхають людину на цей шлях.
Але чому одні йдуть до шинка, а інші - такі ж бідні сироти - намагаються заробити чесною працею? Чому одні працюють, а інші - ворують? Все, значить, не так просто. Потрібно ще щось. Особливий склад характеру, можливо. Схильність якась.
Можна виправдовуватись робінгудством, мовляв, пани в народу награбували, а тепер ми своє відбираємо. Ніби є якась частка справедливості. Але ж потім грабують і козаків - свою рівню. А потім - просто так ріжуть цілу сім'ю. Просто так. Таких самих селян.
Я не знаю... Жоден з чоловічих персонажів не викликає позитивних емоцій. Чіпка - дуже суперечливий, але я вважаю, що він у першу чергу сам винен у всіх своїх бідах. Грицько - спочатку подобався, але потім розчарував своєю демонстративною позицією "моя хата скраю", заздрісністю, занадто вже сильною меркантильністю. Максим - теж розбишака ні разу не позитивний.
А всих жінок дуже жаль. Особливо Мотрю. От же натерпілася бідолашна за життя від сина.
Сильний твір. І психологічно, і художньо, не дивлячись на те, що іноді втрачаєш нитку оповіді. Він такий... Справжній, живий, пронизливий.
@темы: культсектор
Спасибо за рецензию!)
Я сама его просто ОБОЖАЮ!
А ты фильм смотрела?
А вообще, мне по учебе надо)
відгук цікавий, тре почитать
Сили небесні, невже, невже це сталося? В українській літературі нарешті з`явився твір, де ніхто не плаче, не страждає і не помирає.
о, заінтригували ХДДД
Питання не в тему, але все ж: чи немає раптом в вас у електронному варіанті книги О.Кобилянської "Юда" (чи може вона є десь в електронній бібліотеці філфаку: таак, звісно я вірю, що в українських вузах створено електронні бібліотеки з відцифрованими текстами), конче треба, а знайти, коли на Вкраїні, не можу
ехехеехо, заінтригували ХДДД
ага, оповіданнячко справді дуже світле, аж несподівано після мрачняків від Марка Вовчка і Федьковича
хе-хе, я колись сама шукала того "Юду", потрібно було на практику з літературознавства, але електронної версії, здається, немає, я брала паперову в бібліотеці