Рецензия на книгу «Божественная комедия»

Данте, находясь на границе двух эпох, Средневековья и Возрождения, совместил в Божественной комедии черты и того, и другого. От Средних веков он берет числовую символику: три части, по тридцать три песни каждая, плюс одна в качестве введения; мироустройство: путешествие по трем каноническим загробным мирам: Аду, Чистилищу, и Раю. Но при этом перекраивает каноны на свой лад. Начать с того, что проводником героя в путешествии становится античный поэт Вергилий. В Аду появляется Лимб - первый круг, в котором находятся добродетельные нехристиане, в том числе античные поэты, философы. В качестве демонов-охранников адских кругов выступают опять же герои дневнегреческих и римских мифов. Да и сам Ад населен богами, героями, правителями античности. А кроме этого, в Аду отбывают свое наказание и служители церкви, причем не только рядовые священнослужители, а очень даже епископы, и даже один папа! Деление на круги и тяжесть грехов тоже интересна: иноверцы, еретики, грабители, убийцы - находятся выше предателей. При всём при этом путешествие в Ад не столько пугает, сколько предупреждает и приглашает всё-таки одуматься и вступить на праведный путь, пока не поздно.
У входа в Рай героя встречает Прекрасная Дама. Но, в отличие от, например, рыцарской поэзии, она вполне реальная, "земная" женщина с именем - Беатриче. Периодически отвлекаясь от живописания Рая, наш герой обращает внимание на свою повелительницу, говорит о своей любви, восхваляет ее красоту, причем не просто так, а в каких-то более-менее конкретных ситуациях и в динамике: вот она побледнела, вот у нее засветились глаза...
Очень интересно представлено божество - в виде Точки, неделимой и неизмеримой.
Язык порой настолько иносказателен, что без комментариев (или отличного, подробного знания истории, географии, астрономии, литературы и так далее) не разобраться, о чем вообще идет речь. Т.к. читала быстро, чтобы успеть к семинару, ощущаю, что взяла хорошо, если половину (а на самом деле, и того меньше) того, что можно было бы, внимательно читая комментарии и вдумчиво - саму книгу. Это же самый настоящий историко-религиозно-исторический справочник!